На третьем Национальном курултае в Атырау Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев заявил: «В отношении же государственного герба полагаю целесообразным принять во внимание резонные доводы профессионалов и неравнодушных граждан, в том числе молодежи, о том, что герб Казахстана слишком сложен для восприятия, в нем присутствует эклектика и признаки советской эпохи. В случае общего согласия можно было бы создать специальную комиссию, которая предметно рассмотрит все аспекты, проведет общественные дискуссии. Затем – объявить открытый конкурс на лучший эскиз нового государственного герба Казахстана».
Всецело поддерживая предложения Главы нашего государства по этому важному вопросу, мне думается, что не будет лишним изложить свои давние соображения о гербе нашей страны. Но, прежде позволю себе краткое воспоминание. Когда в 1992 году проект герба страны обсуждался депутатами Верховного Совета Республики Казахстан, я тогда занимал в аппарате должность руководителя группы правовой информации и находился в среде важных событий. Визуально уже был знаком проектом государственного герба и у меня были не совсем хорошие впечатления от него. Особенно меня огорчал один элемент герба… В промежуток времени между заседаниями, я обратился к видному писателю Казахстана, депутату Шерхану Муртазе: — «Шерхан ага, вы ведь понимаете, что рога на макушке коней — тулпаров не самое лучшее решение, поскольку слова «наставить рога», «рогоносец» в общественном сознании имеют отчетливо негативное значение, саркастический смысл, более того, никто никогда не видел в природе, чтобы кони были изначально с рогами. Простые люди могут перепутать коней с горными козлами. Ведь фольклорный козел не самый положительный персонаж. Зачем нам герб, над которым будут тихо смеяться? Ко всему, это же недобрая примета». Шерхан ага с грустью ответил: — «Большинство депутатов проголосовали за такой вариант. Я ничего не могу сделать. Уже поздно. Этот вариант герба будет утвержден».
Позднее, один из авторов герба Жандарбек Малибеков в одном из интервью сказал о том значимом моменте, что к нему подошел Президент РК Н.Назарбаев и решительно велел установить рога на макушке коней. Он смиренно выполнил сие указание. Таким образом, более 30 лет независимости Казахстана «кони с рогами» несли ясный символ обманутых надежд народа на фоне тихих насмешек недругов. Так ведь и вышло в жизни. Как принято говорить: «Как корабль назовешь, так и он поплывет». Эта пословица означает, что название чего-либо (или тотем на гербе) может влиять на его поведение и общие итоги. Она вещает о том, что наименование или вожделенное изображение на важных предметах, может иметь существенное значение и определять, как они будут проявлять себя или какие результаты они достигнут. В целом, эта пословица напоминает нам о том, что наши слова и мысли могут иметь большое влияние на то, что происходит вокруг нас, т.е. могут материализовываться, и что они на самом деле не пустые слова, а доказанный учеными и психологами факт. Если кто допускает, что все это фикция, то даже простая вера человека во что-то важное тоже значит очень много.
Теперь обратимся к другим элементам государственного герба, которые также не соответствуют изначальным целям нашего государства, верованиям и сокровенным представлениям казахского народа и в целом не создают общей гармоничной картины, единства идей прогресса и созидания. Так, центральным элементом герба является изображение шанырака. По исконному поверью казахов шанырак является важной семейной реликвией. Никогда нельзя было его осквернять, намеренно сбрасывать, ронять на землю. Одним из страшных угроз кому-либо являлись слова: «Я сорву твой шанрак и сброшу вниз». А ведь на гербе шанырак перевернут, т.е. не на правильном зрительно воспринимаемом положении купола юрты. Коней, естественно, мы видим сбоку. А положение шанырака обязывает нас всматриваться в окружающий мир снизу. Из-за этого нет согласованности и гармонии элементов герба: приходится напрягать воображение. Кроме того, кони будто тянут шанрак в противоположные стороны. Это также примета не из добрых, что напоминает басню И.Крылова «Лебедь, щука и рак» — «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет…». Намеков на жизненные ситуации страны достаточно.
В настоящем положений шанырака решетчая крестовина, вписанная в обод, издали представляется как крест или икс. Как известно, крест — геометрическая фигура, состоящая из двух или более пересекающихся линий. Данный элемент также несет в себе негативный посыл. Во многих верованиях в крест закладывается религиозный смысл. По современному представлению людей крест несет в себе также следующие понятия: Нести свой крест — переносить трудности; Поставить крест — (иносказательно) совершенно покончить с чем-либо; Перечеркнуть косым крестом (в форме буквы «Х») — вычеркнуть из общего числа дел, планов, целей и т.д.
Приведенные недостатки настоящего герба явственно свидетельствуют о том, что в данном виде он не может быть в дальнейшем использован как один из важных атрибутов государства Казахстан. Нужен новый герб, который будет символизировать новый процветающий Казахстан.
Ко всему изложенному, членов предстоящей комиссий по разработке проекта нового герба настоятельно прошу учесть указанные замечания и не переносить на эскиз элементы предшествующего герба.
Накипбек Садвакасов,
юрист-правовед, публицист