Особенности организации и проведения мирных собраний в странах постсоветского пространства

Одним из главных элементов фундамента правового и демократического государства, является свобода мирных собраний. Опираясь на демократическую функция данной свободны, государство должно поддерживать мирные собрания и защищать их.
В международном праве зафиксированы определенные принципы, в соответствии с которыми свобода собраний должна обеспечиваться во всех демократических государствах.
Право свободы мирных собраний зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека (ч.1, ст. 20), направленная каждому и связанная со свободой ассоциаций. Так же в Международном пакте о гражданских и политических правах от 1966 г., где это право изложено в формате конвенции, (ст. 21). В данной статье право на мирные собрания «признается», и пользование им «не подлежит никаким ограничениям кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции» .
Рассмотрим данные, на базе анализа конституций постсоветских стран. В каждой из стран существует свобода собраний, и предусматриваются нормы осуществления на конституционном уровне. Каждая страна заложила собственное понятие, смысл данного права и модели реализации.
По степени уточнения, практически все страны одинаково расценивают формы публичных мероприятий, за исключением пикетирования. Если судить по формулировкам, из Конституции Молдовы (ст.40 «Свобода собраний»), Азербайджана (ст. 49 «Свобода собраний»), собрание представляется основным понятием, все остальные – его разновидность. В конституции Туркменистана главным понятием является «массовые мероприятия», все остальные – их разновидность. В конституции Грузии определены две разновидности – «собрание или манифестация». В конституциях Армении и Кыргызстана упоминаются только мирные собрания.
Большая часть стран, таких как Казахстан, Россия, Азербайджан, Беларусь конкретизируют наряду с мирными собраниями демонстрации, митинги, шествия, пикетирование. В конституциях Украины, Узбекистана и Таджикистана не указаны пикетирования. В Таджикистане к пикетированию приравнивают голодовку. В России к пикетированию относят политические акции, с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций. В Казахстане наряду с пикетированием является возведение юрт, палаток, иных сооружений. В Беларуси современные акции вроде флешмобов входят в понятие пикетирования.
Существуют и другие, так сказать особые формы свободы собраний. Есть понятие как параллельные и контрсобрания, в Молдавии одновременные собрания, в Литве процессии, в России встреча депутата с избирателями.
Организатором собрания является инициатор, вдохновитель публичного мероприятия. Организатором могут быть физические или юридические лица. В Республике Беларусь, в определенных случаях, инициатором могут быть только юридические лица. В соответствии с ч.2 ст.4 закона «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», установлено, что «организатором собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать политические партии, профессиональные и иные организации Республики Беларусь». Так же, в Туркменистане и Беларуси предусмотрено своеобразное требование, а именно, требование постоянного проживания на территории страны и обладание избирательным правом.
Свобода собраний может реализовываться посредством разных систем организаций мероприятий. При разрешительной системе реализации, лица, желающие провести свободное собрание, реализуют данную свободу только после получения соответствующего разрешения со стороны власти. Данная система применяется в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Беларуси. В Армении, Кыргызстане, Молдове, Азербайджане к организатору собрания нет требования достижения определенного возраста. Однако в Армении необходимо письменное согласие попечителя, в Азербайджане такое согласие требуется в случае, если организатор не достиг восемнадцатилетнего возраста. В Молдавии недееспособные и несовершеннолетние лица могут быть организаторами только в сопровождении с полностью дееспособным лицом.
Уведомительная система означает, что желающие провести свободное собрание, должны уведомить компетентный орган. Срок подачи уведомления разниться. Самая ранняя дата подачи уведомления в Латвии – четыре месяца, самая поздняя в Киргизии – два дня. Данная система установлена в России, Украине, Латвии, Грузии, Туркменистане.
Смешанная система организации массовых мероприятий используют уведомления, но законодательство предусматривает либо его подачу, либо его использование в исключительных случаях. Данная система применяется в Эстонии, Армении, Молдове, Азербайджане, Киргизии и Молдове.
Что касается ограничений по времени, в большинстве стран они отсутствуют. В таких странах как Россия, Беларусь, Литва и Туркменистан нельзя проводить мероприятия в ночное время. (Как правило, с 22:00 до 07:00). В Таджикистане разрешено проводить с 08:00 до 18:00. Данный запрет обусловлен тем, что проведение собраний в ночное время может затронуть спокойствие и отдых других граждан. Решение об изменении времени, формы или места проведения или о его запрете принимает орган государственной власти. Однако в Киргизии и Молдове эти вопросы решает суд.
Во всех странах, предусматриваются места, где проведения свободных собраний запрещено. Они ориентированы по принципу защиты безопасности общества от беспорядков, защиты национальной безопасности, здоровья населения, важнейших функций общества. Как правило, такие запреты определяются и устанавливаются на высшем законодательном уровне. Однако, в таких странах как Казахстан, Россия, Грузия, Латвия, Таджикистан, Туркменистан и Беларусь органам государственной власти предусмотрено право дополнения перечня мест запрещенных для проведения публичных мероприятий.
Одним из главных принципов для всех стран является мирная форма собраний. Этот принцип отображается практически во всех рассматриваемых конституциях. Однако, этот принцип не декларирован в конституциях Туркменистана и Узбекистана. Здесь этот принцип отображается на законодательном уровне.
Анализируя, политическое право граждан на проведение публичных мероприятий тесно связано с реализацией прав и свобод личности и занимает важное место в системе прав человека. Данное право предоставляет гражданам возможность выражения мнений и убеждений, выдвижения требований по различным вопросам не только политической, но и экономической, социальной, культурной жизни страны.
Специфика права на проведение публичных мероприятий проявляется в том, что оно имеет двойственную природу. Граждане, используя конституционное право выражать свое мнение, не всегда согласовывают их надлежащим образом с органами власти, что служит причиной возникновения конфликтов с право – охранительными органами. Несмотря на высокое конституционно — правовое значение свободы мирных собраний, образуется «неуютная» свобода собраний, которая создает неудобства всем: с одной стороны мешает властям, которые подвергаются острой и неприятной публичной критике; с другой – свобода собраний создает проблемы, дискомфорт для граждан, не участвующих в публичных мероприятиях и нарушают конституционные права этих граждан на свободу передвижения, личную свободу и т.д.. И притом, все группы прав человека считаются в теории прав человека равными и не может быть, чтобы свобода митингов, может быть выше, чем личная свобода или свобода передвижения человека.
Подобные, и другие проблемы требуют решений со стороны законодателей, ученых и правоприменителей.

Серик Акылбай,
президент Союза
юристов Казахстана,
профессор