По Мунайлинскому району Мангыстауской области возникают трудности в получении образования и трудоустройстве граждан, состоящих на учете в Службе пробации Мунайлинского района Департамента уголовно-исполнительной системы по Мангистауской области МВД Республики Казахстан.
Анализ выявленных проблем показал, что основными факторами, влияющими на эффективность постпенитенциарной адаптации осужденных, являются:
˗ глубина деформации личности, на которую влияет режим содержания и социальная среда (ближайшее окружение, администрация исправительного учреждения);
˗ социальная ситуация освобождения (наличие или отсутствие профессионального образования, тяжелых заболеваний, поддержки от родных и др.);
˗ отлаженность механизмов социального контроля в постпенитенциарный период.
Следует отметить, что самый тяжелый период адаптации у осужденных к новым условиям после выхода на свободу – первые три года. Обращаем внимание на следующие факты: «Исследования показывают, что примерно через 3 года пребывания за решеткой взрослый мужчина уже не боится тюрьмы, он боится воли. У подростков и женщин критический срок в два раза меньше – год-полтора». Следовательно, задача общества заключается в создании таких условий, чтобы у осужденных не формировалось чувство страха жизни на свободе.
Адаптация бывших осужденных это задача не только органов уголовно-исполнительной системы. Помочь в этом сложном вопросе может комплексное сотрудничество всех уполномоченных государственных органов и неправительственных организаций.
На данный момент, механизм получения социально-правовой помощи услуг предполагает инициативное обращение нуждающегося лица.
При оказании помощи в трудоустройстве лицам, в отношении которых применяется пробация, местные исполнительные органы осуществляют следующие мероприятия:
1) направляют безработных на имеющиеся в базе вакансий уполномоченного органа/центра занятости населения свободные рабочие места;
2) направляют безработных на социальные рабочие места;
3) направляют безработных с их согласия на общественные работы;
4) направляют безработных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с потребностями рынка труда с последующим содействием их трудоустройству;
5) устанавливают квоты для трудоустройства лиц, состоящих на учете служб пробации или освобожденных из мест лишения свободы. При этом в списочной численности работников направляющей стороны не учитываются работники, привлекаемые для работы в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению персонала.
Учитывая изложенное, проблемы по трудоустройству лиц и оказании социально-правовой помощи в отношении лиц которых применяется пробация реализовались в рамках Социально-ориентированного проекта «Жизнь с чистого листа». Так, в рамках Проекта «Жизнь с чистого листа» с уполномоченным госорганом в лице ДУИС МВД РК 28.07.2023 года был заключен Меморандум о межсекторальном взаимодействий и сотрудничестве.
В дальнейшем, Стороны, руководствуясь положениями Меморандума в рамках Проекта, в целях реализации ст.19 УИК РК, п.1 ст.6 ЗРК «О пробации», Токийских правил осуществили нижеследующие мероприятия:
- проведение 27.10.2023 года для подучетных лиц семинар-тренинга «Особенности социально-психологической адаптации лиц находящимся на пробационном контроле в условиях Нового Казахстана» с привличением клинического психолога, магистра социальных наук — Баянкулова Руслана Изтургановича;
- проведение 27.10.2023 года для подучетных лиц районной спортакиады по настольному тенису приуроченному ко Дню Республики.
В настоящее время в Республике Казахстан наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, в силу ряда причин уделяется повышенное внимание. 14 декабря 1990 года Генеральной Ассамблея ООН резолюцией 45/110 приняла Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер , не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), в которых провозгласила важность и необходимость применения альтернативных наказаний.
Принимая во внимание необходимость обеспечения непрерывности процесса реабилитации и адаптации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, Фонд, в целях совершенствования института пробации предлогает КУИС МВД РК следующее:
1) детализировать статью 11 ЗРК «О пробации» в части закрепления статуса общественного помощника службы пробации с целью укрепления сотрудничества с гражданским обществом, упрощения процесса ресоциализации поднадзорного и уменьшения бремя нагрузки сотрудников службы пробации;
2) принимая во внимание пункт 17.1 Токийских правил , ЗРК «Об ощественном контроле». детализировать статью 11 ЗРК «О пробации» касательно усиления взаимодействия служб пробации с институтами гражданского общества выражаемая во внедрении договорной модели сотрудничества институтов гражданского общества и службы пробации с обязательной разработкой Типового договора о совместной деятельности;
3) в целях организации досуга подучетных лиц и вовлечение их в спортивные мероприятия поручить ДУИС по Мангыстауской области и другим региональным Департаментам повсеместно заключать меморандумы о сотрудничестве со спортивными ассоциациями (например с РОО «Казахстанский союз спортсменов»);
4) в целях повышения доверия у подучетных лиц к институтам государственной власти, информирования их о проводимых в стране реформах, вовлекать последних в общественно-политические мероприятия такие как итоговые отчетные встречи акимов районов, городов и областей, где они могут задать лицам принимающие решения различные вопросы, включая и вопросы касательно трудоустройства подучетных лиц и выделяемых квот по их трудоустройству.
- считаем целессобразным помимо организации и проведении психологических консультации для подучетных лиц, организовать семинар-тренинги и для сотрудников служб пробации в целях минимизации профессиональной деформации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы с привлечением клинических психологов.
Аян Турекулов