Несмотря на проводимую в учреждениях уголовно-исполнительной системы воспитательную и социально-психологическую работу среди осужденных, отбывание наказания в закрытом учреждении среди лиц, преступивших закон, накладывает отпечаток на развитие личности, его психологическую зависимость от режимных требований, формирует иждивенческий настрой. Все перечисленное требует кропотливой работы по реинтеграции личности в общество, оказанию ей помощи по целому ряду вопросов после освобождения.
После длительного пребывания в местах лишения свободы осужденным трудно приспособиться к условиям жизни на свободе, восстановить утраченные и ослабленные в результате изоляции социальные связи. И поэтому они нередко попадают в маргинальную часть населения, не могут найти своего места в жизни и зачастую пополняют число безработных или еще хуже вновь встают на криминальный путь и совершают преступления.
Получение осужденными в местах лишения свободы общего среднего и профессионально-технического образования впоследствии ориентирует их на предоставление им низкооплачиваемых рабочих мест, в том числе, в связи с отсутствием или утратой освободившимся гражданином необходимой специальности и квалификации, требуемой работодателем.
Статистика за последние 4 года свидетельствует о том, что из учреждений УИС ежегодно освобождаются в среднем от 8000 до 16000 человек, около 1000 из которых не имеют постоянного места жительства и, соответственно, нуждаются в жилье и работе в первоначальный период жизни на свободе.
В 2021 году исправительные учреждения покинули почти 13 тысяч осужденных, 10 процентов из них за последние полгода попали обратно за решетку. Одной из важных проблем в данном случае остается социальная адаптация бывших заключенных, справится с которой удается далеко не каждому.
Повторная, рецидивная преступность занимает в структуре преступности Казахстана значительную часть, примерно 15-20 процентов. Пробация — это не абсолютно новый путь противодействия рецидивной преступности, который доказал свою эффективность во всем мире именно с точки зрения безопасности общества и предупреждения совершения повторных правонарушений лицами, которые уже их совершали. Таким образом, в большинстве стран, где успешно применяется пробация, обеспечивается безопасность общества.
В ст.4 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года «О профилактике правонарушений» в числе принципов профилактики правонарушений указан принцип приоритета превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными. Сравнительно молодой в правовой системе нашего государства институт пробации призван сыграть важную роль в профилактики правонарушений, в том числе преступлений.
В Республики Казахстан, как и в уголовной политике зарубежных стран на сегодняшний день идея депенализации деяний, которые не представляют большой общественной опасности для граждан, стоит в приоритете. В Казахстане уголовно-исполнительная политика в аспекте борьбы с преступностью получила ряд особенностей, основная из которых заключается в правовом закреплении системы наказаний и поиске возможностей применения наказаний без изоляции от общества.
Пробация, как самостоятельный правовой институт, является одним из эффективных средств противодействия преступности и оказания лицу (подозреваемому; обвиняемому; отбывающему наказание в виде лишения свободы; отбывающему наказание без изоляции от общества; освобожденному из организаций уголовно-исполнительной системы) социальной, а так же другой помощи в целях коррекции его поведения и адаптации, для дальнейшего предупреждения новых возможных преступлений.
Сама уголовно-исполнительная практика и действующее законодательство о пробации определяют ключевую роль службы пробации в реализации соответствующего направления воздействия на лиц, совершивших уголовные правонарушения. Сохранившаяся функция контроля за исполнением ряда уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия дополнена широким спектром своего рода социальных услуг, реализация которых должна привести к изменению мотивационной траектории лиц, склонных к совершению уголовных правонарушений.
Пункт 10.4 Токийских правил (приняты Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.) конкретизирует, что «правонарушителям должна в случае необходимости оказываться психологическая, социальная и материальная помощь и должны предоставляться возможности для укрепления связей с обществом и для облегчения их возвращения к нормальной жизни в обществе».
В рамках социально-ориентированного проекта «ЖИЗНЬ С ЧИСТОГО ЛИСТА» при содействий Служб пробации Мунайлинского района ДУИС по Мангыстауской области и ГУ Мунайлинский районный отдел внутренней политики проведен семинар-тренинг среди лиц находящимся на пробационном контроле.
Семинар-тренинг на тему «Особенности социально-психологической адаптации лиц находящимся на пробационном контроле в условиях Нового Казахстана» провел клинический психолог, магистр социальных наук — Руслан Баянкулов.
В настоящее время практическая психология оперирует всевозможными тренингами активного социально-психологического обучения. Тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой практической работы с целью развития компетентности в общении».
Цель семинара в содействии посткриминальной интеграции правонарушителей в общество, выражаемая в развитии социально значимых навыков, оказывающих влияние на повышение мобильности в поведении подучетных лиц, а также в предупреждении совершения ими новых преступлений (рецидива).
Психологический тренинг, проводимый среди подучетных лиц был направлен прежде всего на осознание ими личностных проблем, понимание и принятие своих психологических особенностей, формирование устойчивой мотивации к саморазвитию, трудоустройству, улучшению возможностей каждого в социально-психологической и профессиональной адаптации на свободе. Наряду с этим пребывание в тренинговой группе способствовало формированию умений эффективно взаимодействовать, формировать климат доверия для реализации большей по сравнению с повседневным общением интенсивности обратной связи. В результате участники тренинга увидели себя со стороны, сориентировались в проблемах и трудностях межличностного, внутригруппового взаимодействия, что стало важной предпосылкой и составляющей в развитии коммуникативной компетентности.
Основными принципами работы в такой группе по мнению клинического психолога — Руслана Баянкулова следует считать:
1) добровольность участия;
2) активность позиции при безоценочности высказываний каждого из участников;
3) конфиденциальность;
4) адекватный и тщательный подбор используемого материала учитывающий специфику целевой группы.
В семинаре в форме деловой игры былы рассмотрены элементы эффективной коммуникации, вербальное и невербальное общение, дистанции в общении, подготовки к собеседованию с работодателем, самопрезентации, а также навыкам уверенного поведения.
Учитывая важность социально-психологических навыков для участников тренинга часть семинара прошла в форме психологического консультирования касательно развития навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами, развитии способностей адекватного восприятия себя и других, установление и поддержание межличностных и деловых отношений.
Олег Тихонов