Религиозная толерантность как стабильный фактор в Казахстане

Мир столкнулся с историческими вызовами наполненными различными конфликтами. В современном мире проблема межконфессионального согласия приобрело особое внимание со стороны государств. Остро стоящая проблема межконфессионального согласия выявила роль межрелигиозного и межкультурного диалога. Нынешняя ситуация показывает то, что мы стали свидетелями глобального процесса разрушения политического, идеологического контроля и даже правового контроля. Проблема социальной идентичности, вопросы культуры стали основными в политических процессах различных государств. Различие в понимании гражданских прав, учета разных религий и конфессии стали приоритетными задачами в государственном управлении многих стран.
В разрезе истории Казахстан занимает особую роль в процесса взаимодействия различных культур. Открытость и терпимость характерная черта кочевых народов стало основой будущей государственности.
На нынешнем этапе межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Свобода вероисповедания — это необходимое условие деятельности демократического общества, один из основных элементов системы прав и свобод человека. Свобода вероисповедания становится актуальным для многоконфессиональной страны. Мирное сосуществование различных национальных и религиозных групп во многом зависит от государственного контроля и правового регулирования различных течений в стране.
Казахстан является частью мирового сообщества и в данное время столкнулся с современными вызовами, с вызовами радикального ислама в стране.
Основы многоконфессионального государства заложены законодательством с первых лет существования независимой республики. В соответствии с Конституцией Казахстан является светским государством. Республика Казахстан является ярким примером страны межнационального и межконфессионального согласия. Статья 19 Конституции гласит: «Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность». Статья 22 провозглашает: «Каждый имеет право на свободу совести». В Казахстане гарантирована свобода вероисповедания и провозглашено отделение религии от государства.
На современном этапе в Казахстане проводится взвешенная государственная политика в сфере религии и взаимодействие религиозных конфессий между собой и с государственными органами. Республика Казахстан – светское, демократическое государство, в котором каждому гарантирована свобода совести, и приверженцы всех конфессий равны перед законом. Одним из первых законодательных актов нашего молодого государства стал Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый в 1991 году, и обозначивший сформулированные выше базовые принципы конфессиональной политики независимого Казахстана.
Какие стоят вызовы и задачи для регулирования религиозной деятельности в стране. Это главным образом государственная регистрация религиозных обьединении и лиц, занимающихся миссионерской деятельностью. Проведение проведении религиоведческой экспертизы религиозных объединений, осуществлении контроля за соблюдением законодательства.
В связи с этим действующий с 2011 года Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» направлен на совершенствование государственно-конфессиональных отношений, обеспечение устойчивости государства и снижение условий для использования религии в деструктивных целях.
Проявляя заметную активность на международной арене, Казахстан стал инициатором создания уникального института продвижения в глобальном масштабе ценностей межконфессионального согласия и межцивилизационного диалога.
С прошедшими годами Казахстан показала себя как гаранта толерантности и веротерпимости, но все же в стране нарастает не понимание религиозными изменениями самих граждан страны. Казахстанское общество разбиты на страты. Различие в социальном положении ведет к тому , что граждане ищут пути реализации своих обычных прав в социальном аспекте. В итоге не находя фундамента своим правам находят выход в реализации своих социо-витальных потребностей в различных деструктивных течениях или даже того полное изменение религиозно- конфессионального типа. В стране почти отсутствует контроль со стороны ДУМК в отношении своих граждан
Как республика Казахстан — это многоконфессиональное государство, которое имеет ряд специфических особенностей. Среди них можно выделить следующие факторы уважительное отношение самого казахского народа к обычаям и верованиям других народов республики, отсутствие религиозного фанатизма, специфика исторического формирования населения Казахстана.
Именно национальная самобытность как основная специфика самого народа, стремление к толерантности и веротерпимости во всем обществе стали залогом успеха государственности. Стремлении наций и народностей сохранить свою национальную самобытность религиозный обряд стали факторами терпимости граждан друг к другу.
В сложных условиях нам удалось создать универсальную модель взаимоотношений между всеми этническими и конфессиональными группами, проживающими в нашей стране. Эта модель основана на взаимопонимании и терпимости, патриотизме и гражданской ответственности за судьбу страны у представителей всех этносов, живущих на древней земле казахов. Наш опыт получил признание на самом высоком международном уровне. Он является воплощением на практике формулы гражданского мира в многонациональном обществе. Жить в современном мире — значит быть открытым и терпимым к другим народам, культурам и религиям. Обеспечение единства многонационального народа Казахстана для нас не только достижение прошлого и настоящего, но и задача будущего.
Новые изменения в мире требуют признания факта, что все культуры, религии имеют право на существование, что не должна проводиться линия собственной исключительности. Основное внимание должно быть обращено не на разъединяющие различия, а на начала нас объединяющие.
Толерантность и диалог необходимы также для создания новых взаимоотношений, которые приведут к расширению сотрудничества, в котором так нуждаются как сами культуры, так и мир в целом перед лицом вызовов современности, чтобы созидать, а не разрушать. Весь этот процесс возможен благодаря тому, что диалог все более осознается в качестве основополагающей духовной ценности. Ценности духовной свободы, независимости, открытости, терпимости друг к другу, взаимоуважения, соучастия, дружбы и любви — концентрируются и в своей полноте наиболее адекватно воплощаются в «идеологии» диалога.

Кайрат Коканов