Буллинг, или запугивание, представляет собой распространенное явление в современном обществе, когда человек систематически подвергается физическому или эмоциональному насилию от сверстников или коллег. Эта проблема имеет серьезные последствия для жертвы, а также для общества в целом. В последние годы внимание к этой проблеме в Казахстане значительно увеличилось, и исследования от ЮНИСЕВ показывают, что буллинг является довольно распространенным явлением в казахстанских школах.
В Казахстане исследования показывают, что более 60% школьников сталкиваются с каким-либо видом буллинга на ежедневной основе. Это огромное число свидетельствует о необходимости более активного вмешательства. Школьный буллинг может иметь разрушительные последствия для детей, включая психологические проблемы, снижение академической успеваемости и даже самоубийственные мысли.
Одним из ключевых факторов, способствующих буллингу в казахстанских школах, является недостаточное осознание этой проблемы как самими детьми, так и их родителями и педагогами. Многие случаи буллинга могут оставаться незамеченными из-за страха детей рассказать о происходящем или из-за отсутствия четких механизмов для сообщения о насилии.
По словами инспектора ювенальной полиции южного отдела полиции УП города Павлодара Махаббат Мурсалиновой предупреждение любого явления лучше, чем последующее устранение его последствий, и школьная травля не исключение. В начале марта в одном из учебных заведений города Павлодара прошла встреча учащихся с инспектором ювенальной полиции южного отдела полиции УП города Павлодара. К сожалению, проблема буллинга в наши дни является острой социальной проблемой. Нельзя просто игнорировать этот факт, поскольку детская жестокость иногда выходит за все границы разумного.
– Современный буллинг, в чем же его отличие? Сегодня мы чаще сталкиваемся с кибербуллингом, то есть травля происходит в интернете. Сейчас популярны социальные сети, различные мессенджеры, можно создать фальшивый профиль, ник, можно написать любому человеку все что угодно. Подростки, уверенные в своей безнаказанности, думают, что не понесут ответственность за свои деяния, пользуются этим. Отправляют неприличные фото или видео, пишут оскорбительные комментарии, – говорит инспектор ювенальной полиции южного отдела полиции УП города Павлодара Махаббат Мурсалинова.
Часто дети с особенностями физического развития и выдающиеся способности становятся жертвами травли. К сожалению, материальное положение семьи также часто становится основой для унижений в школьной среде.
– Был случай с девочкой из благополучной, но малообеспеченной семьи, она ученица шестого класса. Родители работают, не выпивают, но позволить купить дорогой телефон или брендовую одежду ребенку не могут. На этой почве другие девчата ее обзывали, задирали. Сегодня в одной из школ города разбирали случай между второклассниками. Нам кажется, еще совсем малыши, а они задевают друг друга по национальным признакам, – говорит Махаббат Мурсалинова.
Предотвращение насилия в школе сводится к правильному подходу взрослых к этим вопросам. Любые изменения в поведении и настроении ребенка требуют внимания как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Иногда детям стыдно признаваться, что их обижают в школе.
– Если вы заметили, что ребенок стал искать поводы остаться дома, стал замыкаться, прятать свои вещи, начал чаще болеть – запаситесь терпением и постарайтесь вывести своего ребенка на разговор. Вы должны донести, что папа и мама – это всегда надежное плечо, это островок безопасности, именно ваша реакция спокойствия может внушить, что все можно исправить, – говорит психолог средней общеобразовательной школы №39 инновационного типа с гимназическими классами города Павлодара Максим Постоялко.
Школьной травле нельзя дать волю. Необходимо постоянно следить за атмосферой и настроением в классах, а работа по предотвращению должна стать неотъемлемой частью деятельности учебного заведения в настоящее время.
– Профилактика буллинга в школьной среде – это поэтапная организация помощи. Это устранение барьеров межличностного общения, развитие коммуникативных навыков, повышение групповой сплоченности школьного коллектива. Если вы, как родитель или педагог, узнали о случае буллинга – вы обязательно должны вмешаться и помочь ребенку, – добавила заместитель руководителя по воспитательной работе средней общеобразовательной школы №39 инновационного типа с гимназическими классами города Павлодара Шынар Жангазина.
Наконец, важно подчеркнуть роль общественного сознания в борьбе с буллингом. Общественные кампании и инициативы, направленные на повышение осведомленности о проблеме и призывающие к активному вмешательству, могут сыграть важную роль в изменении культуры и создании более поддерживающей среды для всех детей.
Буллинг в казахстанских школах – это серьезная проблема, которая требует комплексного подхода для ее решения. Только совместными усилиями общества, школ и родителей можно создать безопасную и поддерживающую среду, в которой каждый ребенок может процветать и развиваться.
Станченко Тимур
Специальный
корреспондент редакции
в городе Павлодар