Задача обеспечения доступности качественных и недорогих продуктов без посредников и манипуляций с ценами является одной из ключевых в Казахстане. Какие меры применяются для того, чтобы сдерживать стоимость социально-значимых товаров в стране и какая работа проводится по модернизации торговых рынков?
Социально-значимые продовольственные товары (СЗПТ) часто используются как базовые необходимости массового потребления (например, продукты питания, медикаменты, средства гигиены). Высокие цены на такие товары могут существенно ухудшить доступность продуктов для широких слоев населения, особенно для малообеспеченных групп. Поэтому вопрос ценообразования на них играют важную роль для сохранения социальной и экономической стабильности. 15 июня текущего года на совещании, прошедшем под председательством вице-премьера Серика Жумангарина, отмечалось, что с начала текущего года наблюдается снижение индекса цен на социально значимые продукты на 0,1%, что является значимым достижением за последние десять лет. Снижение отмечено в 11 областях, особенно значительно в Алматинском, Павлодарском, Восточно-Казахстанском и Западно-Казахстанском регионах. На встрече вице-министр сельского хозяйства Ербол Тасжуреков подчеркнул, что сбор раннего картофеля, капусты, моркови и лука в этом году ожидается в значительных объемах, которые должны обеспечить потребность населения в этом и следующем месяцах. Для обеспечения прямых поставок овощей в крупные города был сформирован список более 900 сельскохозяйственных предприятий из различных областей Казахстана. Эти данные уже переданы акиматам Астаны, Алматы и Шымкента для дальнейшей контрактации и организации поставок овощей.
Еженедельно проводятся совещания по обсуждению ценовой ситуации в стране, на которых детально анализируется динамика индекса цен на социальные продукты питания в Казахстане. В рамках такого анализа осуществляется мониторинг изменений стоимости на 19 видов продуктов (мука 1-го сорта, хлеб из муки 1-го сорта (формовой), рожки (весовые), гречка (весовая), рис (весовой), картофель, морковь, лук, капуста, сахар-песок, масло подсолнечное, говядина (лопаточно-грудная часть с костями), мясо кур (бедренная и берцовая кость), молоко 2,5% жирности в мягкой упаковке, кефир 2,5% жирности в мягкой упаковке, масло сливочное (несоленое, не менее 72,5 % жирности), яйцо куриное (I категория), соль поваренная пищевая (кроме «Экстра»), творог 5-9 % жирности).в 20 регионах страны. Главной целью является выявление факторов, влияющих на рост или снижение цен, а также немедленное принятие мер для стабилизации стоимости продуктов, если это необходимо. Процесс анализа включает в себя не только выявление числовых изменений цен, но и анализ причин этих изменений. Это позволяет государственным органам и региональным властям эффективно реагировать на экономические вызовы и обеспечивать стабильность цен на ключевые продукты питания для населения. На совещаниях также разрабатываются конкретные поручения и меры, направленные на поддержание стабильности цен. Это включает в себя как оперативные меры в реальном времени, так и стратегические долгосрочные решения, направленные на предотвращение роста стоимости товаров и обеспечение доступности продуктов для казахстанцев.
С января по май текущего года профильными ведомствами выявлено 732 факта превышения торговой надбавки, возбуждено более одной тысячи административных производств, устранено 109 непродуктивных посредников. Было обнаружено более 2,5 тыс. цепочек, влияющих на ценообразование. Благодаря проведенной работе выявлены нарушения торгового, налогового и антимонопольного законодательств. На совещании, прошедшем под председательством Премьер-Министра Олжаса Бектенова 2 мая этого года, ответственным органам поручено своевременно заключать контракты по бесперебойной поставке товаров. Справедливости ради стоит сказать, что для предотвращения значительных колебаний цен на овощи в межсезонье Правительством Казахстана были проработаны возможности прямой контрактации с поставщиками из Узбекистана и Таджикистана по «зеленому коридору». Эта мера направлена на обеспечение стабильного и непрерывного снабжения рынка овощами, особенно в периоды межсезонья. Прямая контрактация с указанными выше поставщиками позволяет государству обеспечить надежные поставки продуктов и устойчивость цен за счет разнообразия источников поставок. Это также способствует снижению вероятности ценовых скачков на рынке овощей в Казахстане, что важно для защиты интересов потребителей и поддержания экономической стабильности. Осуществление поставок через «зеленый коридор» упрощает и ускоряет процесс таможенного оформления и перевозки, что способствует оперативному и надежному поступлению товаров на рынок. Как сказал Олжас Бектенов на прошедшем совещании, обеспечение населения качественными и доступными продуктами является приоритетной задачей Кабмина и местных органов власти. Важно, чтобы продукты поступали на рынок без посредников и манипуляций с ценами, что способствует поддержанию стабильности и защите интересов потребителей. В этом контексте акимы совместно с правоохранительными органами должны обеспечить прозрачность.
Говоря о ценовой политике, нужно понимать, что стоимость формируется с учетом своих особенностей. Тем не менее, на СЗПТ введен допустимый размер предельной торговой надбавки и составляет он не более пятнадцати процентов от отпускной цены производителя или закупочной стоимости оптового поставщика. Превышение установленного порога влечет административную ответственность. Но при этом отметим, что установлены меры по субсидированию процентных ставок для строительства, реконструкции и пополнения оборотных средств торговых объектов. По словам председателя Комитета торговли Министерства торговли и интеграции Казахстана Айдара Абилдабекова, озвученных во время брифинга, прошедшего на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК, в рамках дальнейшего совершенствования законодательной базы отрасли будут стандартизированы общие требования к услугам торговли, мелкорозничным сетям, рынкам, объектам общественного питания и электронной торговле, а также к персоналу.
Кстати, о требованиях. Учитывая, что не все торговые площадки соответствуют градостроительным, санитарным и пожарным стандартам, в Министерстве торговли и интеграции утвердили дорожную карту по модернизации рынков. Согласно документу обновления коснутся 75 торговых точек. В рамках «Дорожной карты бизнеса» внесены изменения в отраслевые правила, включая совместный приказ о субсидировании процентных ставок для строительства, реконструкции и пополнения оборотных средств торговых объектов. Эти меры направлены на модернизацию инфраструктуры торговли, повышение качества предоставляемых услуг и поддержку отечественных производителей. Улучшение инфраструктуры рынков, включая логистические системы и условия хранения товаров, может снизить затраты на транспортировку и хранение. В общем, модернизация торговых рынков может способствовать улучшению условий торговли и конкурентоспособности, что в конечном итоге повлияет на ценовую динамику товаров и услуг, предлагаемых на этих торговых объектах.
Айдана Нұрланқызы