Главные условия развития государства и гражданского общества

Поступательное развитие правовой системы в Казахстане основано прежде всего на базе Конституции Республики, которая, в свою очередь, разработана с учетом общечеловеческих, национальных ценностей, идеях, принципах и норм международного права и т.д. Потенциал Конституции реализовывался, в том числе, через исполнение Концепции правовой политики Казахстана на 2002-2010 годы.

За эти годы был принят ряд важнейших законодательных актов, способствующих поступательному развитию государственных и общественных институтов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие Казахстана. Обновлены основные отрасли национального законодательства. Разработаны и приняты ЛеснойЗемельныйТаможенный,       Водный,      Трудовой,    Экологический, Бюджетный и Налоговый кодексы.

Вместе с этим, глобальные изменения, происходящие в мировой экономике и политике, внутренняя динамика и процессы внутри Казахстана не позволяют останавливаться на достижениях прошлых лет. И требуют дальнейшего совершенствования нормотворческой и правоприменительной деятельности государства, в том числе, в сфере реализации прав и свобод человека и гражданина. На это нацелена Концепция правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы.

 Говоря о таком важнейшем направлении Концепции, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина, то здесь конечно подразумевается нацеленность государства на дальнейшее улучшение условий, гарантирующих равенство прав и свобод независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или иных любых обстоятельств. В данном контексте будет возрастать роль правовых механизмов в сохранении и укреплении межнационального согласия, обеспечении единства народа Казахстана.

Одно из важных направлений, отраженных в Концепции правовой политики — развитие гражданской инициативы через местное самоуправление. Ставиться цель шире привлекать органы местного самоуправления к участию в реализации госфункций на местном уровне. Это, конечно же, требует совершенствования взаимодействия органов государственного управления с гражданами и организациями. Успешные меры в этой сфере будут способствовать повышению гражданской активности, самосознания и вовлеченности людей в общественно-значимые процессы.

В последние годы по инициативе Елбасы уделяется большое внимание на  упрощение регистрационных, разрешительно-лицензионных процедур, созданию барьеров для незаконного вмешательства государственных органов в деятельность предпринимателей и некоммерческих организаций. Значительно сокращено количество проверок объектов бизнеса. Изменен порядок их проведения. Службы контроля не могут без предварительного уведомления проверить тот или иной объект.

На самом деле, эти меры имеют особую значимость, ведь структур, уполномоченных проводить проверки немало – органы ЧС, противопожарные службы, учреждения санитарно-эпидемиологического надзора, организации правоохранительной системы.

Вместе с этим, наверное каждый, в том числе и предприниматели, ощутили на себе, что во многом стало проще получить необходимые документы. Ведется работа по оказанию услуг государственными органами по принципу «одного окна». Многие виды услуг можно получить через онлайн интернет-операции (посредством «Электронного Правительства»), то есть без участия самого госслужащего или обязательного посещения госоргана.

         Успешно реализуется, отраженное в Концепции правовой политики до 2020 года, направление по совершенствованию механизмов обращения граждан в государственные органы как формы их участия в государственном управлении и способа защиты своих прав и свобод.

         Сегодня каждое обращение граждан регистрируется и контролируется на предмет своевременного рассмотрения. Усилена ответственность государственных служащих за нарушение сроков подготовки ответов.

В Концепции особое внимание уделено повышению эффективности их деятельности. В настоящее время ведется модернизация действующих институтов управления человеческими ресурсами на государственной службе, рассматриваются возможности внедрения новых принципов оплаты труда и мотивации. Оплата по новой системе неразрывно будет связана с оценкой деятельности государственных служащих, ориентированной на конечный результат.

Приоритетным направлением государственной политики является реализация пятилеток Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. Претворение в жизнь данной программы рассматривается как основа устойчивого экономического роста и обеспечения работой тысяч граждан. Достичь этого невозможно без формирования благоприятного инвестиционного климата, привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Важное условие осуществления данной задачи — развитое, ясное налоговое законодательство.

В Концепции правовой политики страны развитие налогового законодательства нацелено на то, чтобы способствовать развитию несырьевых секторов и внедрить в Республике новые технологии. Общемировой тенденцией является снижение налогового бремени и государство сегодня принимает меры по минимизации налогов от бизнеса.

Как известно, Казахстан является членом Таможенного союза, который относительно недавно начал свое функционирование. В процессе этого, естественным является возникновение противоречий в сфере применения разных правил и процедур. Поэтому в рамках Концепции реализуются задачи по  постоянному совершенствованию и повышению их эффективности. Данные задачи прежде всего связаны со снижением излишних административных барьеров, обеспечением предсказуемости, последовательности и открытости при применении таможенных процедур.

Нельзя не сказать о таком важнейшем приоритете Концепции правовой политики как обеспечение социальных прав и реализация современной социальной политики. Здесь со стороны госорганов первостепенным остается расширение перечня и оснований предоставляемых государством социальных благ, увеличения объемом поддержки социально-уязвимых категорий населения в зависимости от расширением возможностей государства.

Особое значение для Казахстана, как для активного члена мирового сообщества, является правовое обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. В первую очередь, такая деятельность  нацелена на защиту долгосрочных национальных интересов во внешнеполитической сфере, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества на международном уровне. Главная идея этого направления Концепции правовой политики заключается в том, что внутренние потребности и национальные приоритеты должны всегда оставаться главенствующими ценностями при заключении международных договоров и участии в международных организациях.  

Первостепенным также является развитие правового образования. В Концепции оно имеет многовекторное значение и направлено на повышение правосознания граждан, в том числе юридической грамотности среди государственных служащих. С одной стороны, эта задача реализуется путем пропаганды через средства массовой информации, интернет-ресурсы информации о тех отраслях права, которые наиболее востребованы в повседневной жизни граждан. С другой, активизируются научные исследования по актуальным проблемам законодательства и правоприменения. Признаком этого является множество международных научных конференций, «круглых столов» с участием экспертов, политологов и других.

Повышение правового образования будет способствовать повышению правосознания граждан, патриотизма в обществе. Вместе с этим, оно содействует появлению профессиональных юридических кадров нового поколения, которые будут ориентированы на совершенствование законодательства в сфере защиты прав гражданина, интересов государства.

Таким образом, Концепция правовой политики РК на 2010-2020 годы охватывает практически все отрасли жизни.  Эффективная реализация всех направлений Концепции будет способствовать дальнейшему укреплению режима законности, соблюдению конституционных прав граждан, обеспечению устойчивого социально-экономического развития страны и укреплению казахстанской государственности.

Сулейменов Азамат