СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ АГРОИНЖЕНЕРИИС УЧЕТОМ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ И МИРОВОГО ОПЫТА

Введение. Сельское хозяйство Республики Казахстан является одной из ключевых отраслей экономики. Продукция растениеводства и животноводства производится на больших площадях с разнообразными природно-климатическими условиями. Для эффективного функционирования этой отрасли необходимы высококвалифицированные специалисты. В последние десятилетия требования к подготовке кадров в области агроинженерии изменились: наряду с традиционными знаниями в области механизации и автоматизации, специалисты должны овладеть и цифровизацией, уметь работать с большими данными, геоинформационными системами и инновационными технологиями. Этот процесс требует пересмотра образовательных программ и методов подготовки.
С учетом успешного опыта Японии, США, Германии и других ведущих стран в области подготовки агроинженеров, можно выделить несколько направлений для совершенствования отечественного агроинженерного образования. Это будет способствовать улучшению практической подготовки студентов, внедрению новых технологий и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Революция в восприятии профессии: изменение названия специальности. Одной из ключевых проблем, с которой сталкивается отечественное агроинженерное образование, является недостаточный интерес молодежи к специальности «агроинженерия». Традиционное название этой дисциплины может восприниматься как устаревшее, ограниченное сельским хозяйством и не отражающее все научно-технические достижения, которые сегодня активно внедряются в аграрный сектор. Многие выпускники школ не выбирают агроинженерию, потому что название не вызывает у них ассоциаций с современными и высокотехнологичными профессиями.
Одним из решений этой проблемы является переименование специальности в более привлекательное и современное название, такое как «Биоинженерные системы». Это название лучше отражает широкий спектр знаний и технологий, которые охватывает агроинженерия, включая биотехнологии, устойчивое развитие, автоматизацию и инновационные системы, применяемые в сельском хозяйстве. Оно подчеркивает биологическую и инженерную составляющие, что привлекает молодежь, ориентированную на работу в высокотехнологичных и экологичных сферах.
Переименование специальности на более современное и привлекательное название может существенно улучшить восприятие этой профессии среди школьников и студентов. Это также поможет привлечь большее количество талантливых и мотивированных молодежных кадров, ориентированных на будущее и осознающих важность устойчивого и инновационного развития аграрного сектора.
Агроинженерия в контексте Казахстана и японская модель подготовки инженеров. Япония известна своей высокоэффективной системой подготовки инженеров, которая сочетает теорию и практику, акцент на инновации и тесное сотрудничество с промышленностью. Японская модель, включающая акцент на реальную работу на производстве, использование новых технологий и инновационных платформ, может стать эффективной основой для улучшения подготовки специалистов в Казахстане.

  1. Практическая подготовка студентов
    В японской системе образования большую роль играют учебные практики, стажировки и вовлеченность студентов в реальную работу с оборудованием и технологиями с первых курсов. В Казахстане можно развивать систему учебных ферм и агротехнических центров, на которых студенты смогут не только изучать теорию, но и работать с современным оборудованием, осваивая навыки, востребованные в сельском хозяйстве. Такие центры должны стать основными базами для практического обучения и развития навыков.
  2. Интеграция инновационных технологий в образование
    Япония активно внедряет в сельское хозяйство роботизацию, автоматизацию и цифровые технологии. Важно, чтобы подготовка агроинженеров в Казахстане включала не только традиционные дисциплины, но и курсы по новым технологиям, таким как биоинженерные системы, робототехника, искусственный интеллект, геоинформационные системы и беспилотные летательные аппараты (дроны). Это позволит подготовить специалистов, способных эффективно работать в условиях современной агроиндустрии.
  3. Сотрудничество с промышленностью и международные партнерства
    В Японии университеты тесно сотрудничают с промышленными предприятиями, что дает студентам доступ к реальным проектам и современным технологиям. В Казахстане важно развивать сотрудничество с сельскохозяйственными компаниями и агротехническими корпорациями, а также внедрять совместные исследовательские лаборатории и платформы для обмена опытом и знаниями. Сотрудничество с международными партнерами, например с японскими или китайскими аграрными университетами и компаниями, может стать важным шагом в создании качественной базы для подготовки агроинженеров.
    Мировой опыт подготовки агроинженеров: передовые практики
    1) США: агроинженерия как инновационная дисциплина
    В США агроинженерия развита на высоком уровне, и крупнейшие университеты, такие как Университет Калифорнии в Дэвисе, активно внедряют инновации в образовательный процесс. Программы подготовки включают глубокие знания в области автоматизации, роботизации, беспилотных технологий и биотехнологий. Кроме того, обучение ориентировано на решении глобальных проблем сельского хозяйства, таких как изменение климата, сохранение природных ресурсов и устойчивое развитие.
    Важной частью образовательной программы является тесное сотрудничество с аграрными компаниями, стартапами и научно-исследовательскими институтами, что позволяет студентам работать над реальными проектами и получать опыт работы с передовыми технологиями, например, с применением дронов для мониторинга сельскохозяйственных угодий.
    2) Германия: система дуального образования
    Германия известна своей системой дуального образования, которая успешно применяется в агроинженерии. Студенты, обучающиеся в университетах, проходят обязательные стажировки на реальных предприятиях. Это позволяет им не только приобретать теоретические знания, но и активно работать в агропромышленных компаниях, совершенствуя навыки работы с аграрной техникой и применяя новейшие агротехнологии на практике. В Германии особое внимание уделяется экологически устойчивому сельскому хозяйству и применению инновационных технологий для повышения урожайности.
    3) Нидерланды: устойчивое сельское хозяйство и инновации
    Нидерланды активно внедряют устойчивые технологии в агропроизводство и придают особое значение интеграции инноваций в образовательный процесс. В Нидерландах университеты, такие как Вагенингенский университет, предлагают уникальные программы, которые охватывают весь спектр агроинженерных дисциплин, включая устойчивое земледелие, биотехнологии, агрономию, управление водными ресурсами и использование возобновляемых источников энергии. Нидерланды также активно развивают агроинженерное образование с акцентом на применение ИТ и дронов для управления агропроизводственными процессами.
    Исторический контекст и достижения в подготовке кадров
    Целиноградский сельскохозяйственный институт, ныне Казахский агротехнический исследовательский университет им. С. Сейфуллина, с момента своего основания в 1957 году сыграл ключевую роль в подготовке агроинженеров для Казахстана. За годы своего существования факультет механизации сельского хозяйства («мехфак») подготовил более 9 тысячи специалистов, многие из которых стали успешными руководителями и научными деятелями. В их числе Герои труда, акимы областей, депутаты сената и мажилиса: Сауер И.А., Прокоп Г.Г., Кулагин С.В., Ескендиров С.С., Нуркенов Ж.Е., Булекбаев А.К., Турсунов А.Ж., Геллерт Н.В., Жунусов Т.Т., Ахметбеков Ж.А., более 100 директоров совхозов и глав администрации. Подготовлены известные научно-педагогические работники. В их числе доктора наук: Журкович Д.И., Цой Ю.А., Костюченков Н.В., Абуов К.К., Есхожин Д.З., Абдыров А.М., Дегтярев М.Г., Адуов М.А., более 70 кандидатов наук, PhD, доцентов, профессоров, которые внесли и вносят огромный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов.
    Создание и развитие таких образовательных платформ, как Казахстанско-Белорусский центр подготовки инженеров, Казахстанско-Китайский центр механизации, а также экспериментальные цехи по производству сельскохозяйственной техники, являются важными шагами в интеграции новых технологий и научных исследований в учебный процесс.
    Современные вызовы и проблемы в подготовке агроинженеров
    I. Проблема снижения набора на 1 курс
    В последние годы наблюдается снижение набора студентов на 1 курс по специальности агроинженерия. Это связано с низким интересом молодежи к профессиям, связанным с сельским хозяйством и агротехническими профессиями. Причины этого кроются в низкой осведомленности о перспективах и важности агроинженерного образования, а также в трудности привлечения студентов в регионы с отдаленными и сложными климатическими условиями. Для решения этой проблемы необходимо усилить информационно-пропагандистскую работу, направленную на повышение престижа профессии агроинженера и раскрытие потенциальных возможностей в аграрной отрасли. Переименование специальности в «Биоинженерные системы» может стать важным шагом в привлечении студентов, так как это название отражает более широкий и перспективный характер профессии.
    II. Проблема высокой доли девушек, которые не пойдут работать на производство
    Еще одной проблемой является высокая доля девушек, которые, несмотря на успешное завершение обучения, не планируют работать на сельскохозяйственных предприятиях. Это связано с традиционными представлениями о роли женщин в аграрной сфере, а также с ограниченными возможностями карьерного роста для женщин в сельских и удаленных районах. Важно создавать программы и условия, которые помогут изменить восприятие работы в агроинженерии и мотивировать женщин работать в сельском хозяйстве, в том числе с использованием гибких графиков, высоких технологий и карьерных перспектив.
    III. Необходимость пяти лет обучения
    Для подготовки квалифицированных агроинженеров необходимо сохранить продолжительность обучения в 5 лет (сейчас это 4 года), поскольку для полноценной подготовки специалистов, особенно в условиях быстрого внедрения новых технологий, требуется больше времени для освоения как теоретических знаний, так и практических навыков.
    IV. Увеличение практических и научных связей
    Важно развивать сотрудничество с передовыми предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями. Создание научно-технологических платформ, таких как лаборатории робототехники, 3D-визуализации и телематики, развитие механизированных миниотрядов может стать основой для подготовки студентов, способных работать с передовыми аграрными технологиями.
    Заключение
    Японская модель подготовки инженеров и успешный мировой опыт, включая США, Германию и Нидерланды, могут стать эффективной основой для модернизации агроинженерного образования в Казахстане. Внедрение инновационных технологий, акцент на практическую подготовку, сотрудничество с передовыми хозяйствами и создание совместных исследовательских лабораторий — все это позволит подготовить специалистов, которые будут успешно работать в условиях современных требований сельского хозяйства. Необходимо адаптировать этот опыт с учетом специфики Казахстана, развивать инфраструктуру и образовательные программы, чтобы создать модель высшего агроинженерного образования, способную эффективно развивать аграрный сектор страны.
    Рекомендации по улучшению:
  4. Создание и поддержка учебных хозяйств и агротехнических центров, чтобы студенты могли развивать практические навыки с первого курса.
  5. Внедрение курсов по новым технологиям, таким как биоинженерные системы, робототехника, сенсорика, телематика, искусственный интеллект, дроноводство и ИТ для сельского хозяйства.
  6. Переориентирование специальных дисциплин ОП на изучение биоинженерных систем как «почва+растение», «человек+животное», чтобы вопросы механизации, автоматизации и цифровизации решались на основе «диалога» с биоинженерной системой и ее насущных «запросов», ибо все усилия передовой аграрной науки направлены на «разговор с природой».
  7. Укрепление сотрудничества с производством и международными партнерами, чтобы студенты получали практический опыт на передовых предприятиях и в рамках совместных исследовательских проектов.
  8. Информационная работа с молодежью, направленная на повышение интереса к специальности «Биоинженерные системы» и раскрытие ее актуальности и перспективности.

Нукешев С.О.,
д.т.н., профессор,
академик НАН РК
КАТИУ им. С. Сейфуллина