Административные меры, принимаемые в отношении налогоплательщиков

В соответствии с Главой 16 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, право рассмотрения дел об административных правонарушениях в области налогообложения и наложения административных взысканий за эти правонарушения принадлежит: судам, органам государственных доходов (их должностным лицам). Так, к подведомственности органов государственных доходов относится рассмотрение следующих категорий административных дел:

  • нарушение срока постановки на налоговый учет в налоговом органе;
  • неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима;
  • осуществление деятельности в период действия решения органа государственных доходов о приостановлении представления налоговой отчетности;
  • непредставление налоговой отчетности, а также документов, необходимых для обеспечения прибыли контролируемой иностранной компании;
    -непредставление отчетности по мониторингу сделок, а также документов необходимых для осуществления контроля при трансфертном ценообразовании;
    -нарушение мер финансового контроля;
  • сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности;
    -отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета;
    -уклонение от уплаты начисленных(исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет;
    -занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет;
    -невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
    -выписка фиктивного счета-фактуры;
    -нарушение порядка выписки счетов-фактур, а также нарушение системы перемещения товаров, включенных в перечень;
  • нарушение законодательства РК о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
    -нарушение правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, учетно-контрольными марками и табачных изделий акцизными марками;
    -непредставление либо несвоевременное представление сопроводительной накладной на товары несоответствие наименования, недостоверное указание в сопроводительной накладной на товары персонального идентификационного номера-кода на нефтепродукты, табачные изделия, этиловый спирт и алкогольную продукцию, биотопливо;
    -нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин;
    -неисполнение банками и организациями, осуществляющих отдельные виды банковских операции, обязанностей, установленных налоговым законодательством РК;
    -представление заведомо ложных сведении о банковских операциях;
    -неисполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством РК, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг Евразийском экономическом союзе;
    -невыполнение законных требовании органов государственных доходов и их должностных лиц;
    Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, фиксирующим факт нарушения действующего законодательства. Составленный протокол передается руководителю (его заместителю) органа государственных доходов.
    При приеме протокола об административном правонарушении и других материалов административного дела руководитель органа государственных доходов должен проверить, относится ли данная категория дел к его компетенции, правильно ли составлен протокол и материалы дела, соблюдены ли процессуальные сроки, извещены ли лица, участвующие в производстве, о месте и времени рассмотрения дела, и рассмотреть заявленные ходатайства.
    Конечным юридическим результатом рассмотрения дела об административном правонарушении руководителей органов государственных доходов является вынесение постановления о наложении административного взыскания. Данное постановление является актом, имеющим юридическую правоприменительную силу.
    Производство по делам об административных правонарушениях, независимо от того, в каком порядке оно осуществляется (судебном или внесудебном), имеет структуру, включающую следующие стадии:
    1) возбуждение дела;
    2) рассмотрение дела;
    3) пересмотр и обжалование постановления;
    4) исполнение постановления по делу.
    Вынесенное органом государственных доходов (должностным лицом) постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящем органе государственных доходов или в специализированном районном и приравненным к нему административном суде по месту нахождения органа государственных доходов, вынесшего постановление.
    Обжалование постановления о наложении административного взыскания является правом налогоплательщика. Условно все жалобы налогоплательщиков, рассматриваемые органами государственных доходов, можно подразделить на 4 категории:
  • жалобы на решения вышестоящего органа государственных доходов;
  • жалобы на постановления о наложении административного взыскания;
  • жалобы на уведомления по актам налоговых проверок;
  • другие виды уведомления действия (бездействия) должных лиц органов государственных доходов.

Умбеткалиева Э.
Главный специалист
юридического отдела
управления государственных
доходов по Есильскому району
г. Нур-Султан