В соответствии с Главой 16 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, право рассмотрения дел об административных правонарушениях в области налогообложения и наложения административных взысканий за эти правонарушения принадлежит: судам, органам государственных доходов (их должностным лицам). Так, к подведомственности органов государственных доходов относится рассмотрение следующих категорий административных дел:
- нарушение срока постановки на налоговый учет в налоговом органе;
- неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима;
- осуществление деятельности в период действия решения органа государственных доходов о приостановлении представления налоговой отчетности;
- непредставление налоговой отчетности, а также документов, необходимых для обеспечения прибыли контролируемой иностранной компании;
-непредставление отчетности по мониторингу сделок, а также документов необходимых для осуществления контроля при трансфертном ценообразовании;
-нарушение мер финансового контроля; - сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности;
-отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета;
-уклонение от уплаты начисленных(исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет;
-занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет;
-невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
-выписка фиктивного счета-фактуры;
-нарушение порядка выписки счетов-фактур, а также нарушение системы перемещения товаров, включенных в перечень; - нарушение законодательства РК о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
-нарушение правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, учетно-контрольными марками и табачных изделий акцизными марками;
-непредставление либо несвоевременное представление сопроводительной накладной на товары несоответствие наименования, недостоверное указание в сопроводительной накладной на товары персонального идентификационного номера-кода на нефтепродукты, табачные изделия, этиловый спирт и алкогольную продукцию, биотопливо;
-нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин;
-неисполнение банками и организациями, осуществляющих отдельные виды банковских операции, обязанностей, установленных налоговым законодательством РК;
-представление заведомо ложных сведении о банковских операциях;
-неисполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством РК, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг Евразийском экономическом союзе;
-невыполнение законных требовании органов государственных доходов и их должностных лиц;
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, фиксирующим факт нарушения действующего законодательства. Составленный протокол передается руководителю (его заместителю) органа государственных доходов.
При приеме протокола об административном правонарушении и других материалов административного дела руководитель органа государственных доходов должен проверить, относится ли данная категория дел к его компетенции, правильно ли составлен протокол и материалы дела, соблюдены ли процессуальные сроки, извещены ли лица, участвующие в производстве, о месте и времени рассмотрения дела, и рассмотреть заявленные ходатайства.
Конечным юридическим результатом рассмотрения дела об административном правонарушении руководителей органов государственных доходов является вынесение постановления о наложении административного взыскания. Данное постановление является актом, имеющим юридическую правоприменительную силу.
Производство по делам об административных правонарушениях, независимо от того, в каком порядке оно осуществляется (судебном или внесудебном), имеет структуру, включающую следующие стадии:
1) возбуждение дела;
2) рассмотрение дела;
3) пересмотр и обжалование постановления;
4) исполнение постановления по делу.
Вынесенное органом государственных доходов (должностным лицом) постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящем органе государственных доходов или в специализированном районном и приравненным к нему административном суде по месту нахождения органа государственных доходов, вынесшего постановление.
Обжалование постановления о наложении административного взыскания является правом налогоплательщика. Условно все жалобы налогоплательщиков, рассматриваемые органами государственных доходов, можно подразделить на 4 категории: - жалобы на решения вышестоящего органа государственных доходов;
- жалобы на постановления о наложении административного взыскания;
- жалобы на уведомления по актам налоговых проверок;
- другие виды уведомления действия (бездействия) должных лиц органов государственных доходов.
Умбеткалиева Э.
Главный специалист
юридического отдела
управления государственных
доходов по Есильскому району
г. Нур-Султан