Здравоохранение выступает за прозрачность услуг

Из выступления руководителя
управления общественного
здравоохранения г.Астаны
Камалжана Надырова

В Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции выступил руководитель руководитель управления общественного здравоохранения г.Астаны Камалжан Надыров.
«В прошлом году Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции был инициирован запуск проект «Астана – адалдық алаңы».
Управление общественного здравоохранения является первым управлением, которое в рамках Проекта приступило к реализации мер, направленных на повышение прозрачности оказываемых услуг, на создание безбарьерных и комфортных условий для пациентов в медицинских организациях.
В ходе реализации проекта нами были учтены все жалобы пациентов по вопросам предоставления услуг в наших медицинских организациях, таких как — запись на прием к врачу, очередность, неузнаваемость медицинских организаций и др.
В этой связи Управлением, разработан единый логотип для медицинских организаций города, утверждена единая форма для медицинских работников и вспомогательных служб. Проведена работа по повышению комфортной среды внутри поликлиники: приведены в единообразие регистратуры, навигация, вывески, установлены диспенсеры с водой, установлен информационный киоск, где имеются активные ссылки на всю необходимую информацию на трех языках», — сказал Камалжан Надыров.
Данная работа проводится на постоянной основе, создаются условия для исключения в поликлиниках города Астаны любых проявлений бытовой коррупций, начато внедрение современных стандартов «бережливой» поликлиники.
Так, в рамках «Астана-адалдық алаңы» на базе ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №10» открыта первая Социальная лаборатория, где для населения платные лабораторные услуги реализуются по ценам ниже рыночных. Уже имеются положительные результаты. Этот проект дальше будет реализовываться и в других организациях здравоохранения, таким образом, мы повышаем доступность именно лабораторных услуг для населения.
В рамках «Астана-адалдық алаңы» в целях повышения прозрачности и повышения комфорта оказываемых услуг проведена большая работа по цифровизации в системе здравоохранении.
Так, на сегодняшний день все медицинские организации имеют 100% доступ к сети интернет. Во всех подведомственных медицинских организациях установлены медицинские информационные системы. Весь медицинский персонал (более 8000 человек) обучен компьютерной грамотности, работе в медицинских информационных системах. Оснащенность компьютерной техникой составляет 100%.
Проведена большая работа по оцифровыванию документации, более 1 000 000 медицинских документов уже переведены в электронный формат. Для 100% населения г. Астаны созданы электронные паспорта здоровья, которые будут пополняться новыми медицинскими записями и будут хранить всю информацию о пациенте.
Во всех поликлиниках созданы посты цифровой грамотности, где объясняют, как правильно подключить и пользоваться мобильным приложением.
«У наших жителей есть возможность в онлайн режиме записаться на прием к врачу и вызвать врача на дом через мобильное приложение «Смарт-Астана». Через мобильное приложение этими услугами в прошлом году воспользовались более 100 тысяч раз.
Функционирует Единый контакт-центр, мы эту службу начинали с номера 1430, сегодня, как вы знаете, уже создан Городской центр мониторинга и оперативного реагирования с бесплатным телефонным номером дозвона 109, который с этого года будет своевременно координировать и вопросы в сфере здравоохранения.
Как вы знаете, в прошлом году была проведена трансформация структуры Акимата города Астаны, изменена полностью схема управления столицей, внедряются принципы проектного менеджмента.
К каждому Управлению были установлены определенные KPI. И мы в рамках данной трансформации, в свою очередь, разработали индивидуально каждому главному врачу в зависимости от профиля свои ключевые показатели результативности, по достижению которых будут рассматриваться вопросы премирования, поощрения и пролонгация договоров», — отметил спикер.
В рамках «Астана-адалдық алаңы» проводится большая работа по ресурсосберегающим технологиям в наших подведомственных организациях. Для оптимизации расходов и повышения качества используемых услуг мы передали в аутсорсинг такие услуги, как непрофильные для наших организаций, это — лаборатория, клининг помещений медицинских организаций, транспортные услуги, сервис медицинской техники, питание, прачка и др.
Это позволяет экономить средства подведомственных медицинских организаций и направлять их на повышение заработных плат для медицинских работников.
В частности с этого года удалось повысить оклады для главных врачей. Сегодня в зависимости от нагрузки в среднем это составляет для стационаров – 60%, для поликлиник – 30%. Это является одним из инструментов реализации антикоррупционной политики.
В рамках «Астана-адалдық алаңы» также проводится работа, направленная на получение достойной заработной платы медицинских работников для улучшения эффективности работы в подведомственных медицинских организациях.
Так, главным врачам было дано поручение в каждой медицинской организации внедрить принципы дифференцированной оплаты труда медицинских работников.
В рамках «Астана-адалдық алаңы» ведется работа по развитию корпоративного управления. На сегодня составы всех наблюдательных советов пересмотрены, включены представители неправительственных организаций, финансового блока, юристы, а также бизнеса, это те, люди, которые помогут нашим медицинским организациям развиваться более в эффективном и прогрессивном ключе.
«В этом году мы намерены продолжить дальнейшую реализацию проекта «Астана – адалдық алаңы».
Сегодня мы отмечаем в целом снижение определенного количества жалоб на систему здравоохранения со стороны населения, но между тем имеются вопросы, которые требуют неотлагательных решений.
Отчеты главных врачей
Так, для улучшения обратной связи с населением, в рамках проекта «Астана адалдық алаңы», Управлением принято решение, что с февраля текущего года главными врачами поликлиник на ежемесячной основе будут проводиться отчеты о проделанной работе перед населением для обсуждения проблемных вопросов. Таким образом, главные врачи поликлиник будут более ближе к прикреплённому населению, и смогут решать вопросы по принципу «здесь и сейчас». Как показывает практика, «львиная» доля проблемных вопросов, поднимающихся в социальных сетях должна решаться на местах. Данные встречи будут на регулярной основе. В данный момент отрабатывается график проведения отчетов по районам», — сказал Надров.
Опросник
В ближайшие дни, в рамках цифровизации системы здравоохранения, проработан информационный продукт, который позволит в онлайн режиме отслеживать качество предоставляемой медицинской помощи в медицинской организации, в части направленности оказанной помощи на пациентоориентированность и наличия элементов госпитального сервиса.
Так, во всех медицинских организациях будут размещены специальные QR-коды, отсканировав которых, можно будет перейти на разработанный опросник и оставить отзыв о медицинской организации. По результатам будет проведен мониторинг состояний медицинских организаций, составлен рейтинг медицинских организаций, направленный на улучшение госпитального сервиса. Данная мера позволит повысить уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.
Рейтинг врачей
Также в рамках «Астана-адалдық алаңы» в настоящее время прорабатывается вопрос составления рейтинга врача на основе поставленной оценки лечащему врачу. Через мобильное приложение «СмартАстана» пациент сможет оставить комментарий и оценить оказанную ему помощь, направленную только на наличие принципов пациентоориентированности и госпитального сервиса. В данном случае оценка не будет касаться профессиональных навыков и компетенции врача.
Мобильная группа
В рамках «Астана-адалдық алаңы» будет создана постоянно действующая рабочая мобильная группа, которая регулярно будет проводить обходы по разработанным чек-листам для устранения имеющихся недоработок.
В планах — на этой неделе совместно с сотрудниками проектного офиса «Астана – адалдық алаңы» будут проводены обходы на оценку наличия состояния госпитального менеджмента и принципов пациентоориентированности в медицинских организациях.
Подлинность выдачи больничных листов
Одним из частных нареканий со стороны работодателей, является свободная продажа больничных листов в на интернет ресурсах. Этот вопрос неоднократно поднимался нами на уровне правоохранительных органов и Министерства здравоохрарения РК.
В рамках «Астана-адалдық алаңы» разработан информационный сервис в мобильном приложении «СмартАстана» для проверки легитимности выдачи больничного листа в медицинских организациях. Так, у работодателя появится возможность самостоятельно проверить подлинность выданного медицинского документа.
Лекарственное обеспечение
В рамках «Астана-адалдық алаңы» большая работа ведется по обеспечению лекарственных средств. В 2018 году бесплатными лекарственными препаратами были обеспечены более 100 тыс. человек.
С начала 2018 года внедрена выдача лекарственных средств непосредственно в столичных поликлиниках, что позволило приблизить лекарственное обеспечение населению. Положительный эффект: удовлетворенность пациентов и экономия порядка 1 млрд. тенге, которая направлена на дополнительный закуп препаратов.
«Нами уделяется особое внимание на прозрачность выдачи лекарственных средств. Данный вопрос находится на особом контроле не только у Акимата, но и в министерстве здравоохранения РК.
Так, в поликлиниках все аптеки оснащены камерами видеонаблюдения, ведется учет выдачи лекарственных препаратов в цифровом формате.
Хочу обратить внимание, если имеются факты на неполучение вами лекарственного препарата, просим по данному факту обращаться в непосредственно в Управление», — заключил Надыров.