В СКО с начала запуска информационной системы «Единое окно закупок» предотвращено неэффективное использование свыше 7млн. тенге бюджетных средств при государственных закупках. Более подробно об этом поговорили с Первым заместителем руководителя Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по СКО Нурланом Жахиным.
- Нурлан Серикович, добрый день. Расскажите, что за сервис «Единое окно закупок» и кем был разработан?
Одним из новых превентивных направлений стала совместная работа Антикоррупционной службы и Палаты предпринимателей «Атамекен» по мониторингу закупок через информационную систему «Единое окно закупок». Ресурс дает возможность бизнесу видеть объемы рынка и минимизировать коррупционные риски. При аналитической работе выявляются нарушения по 9 основным рискам в сфере закупок, включая завышение и занижение цен, анализ по обоснованиям, отказ от заключения договора, благосклонность заказчика к поставщику.
Кроме этого, дополнительные соглашения с превышением цены от основного договора, закуп из одного источника, сроки поставки ТРУ, заключение договоров с поставщиками, которые внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
В рамках портала ЕОЗ проводится анализ, на основании фактических закупаемых цен на товары в разрезе определенного периода, где для расчета применяется метод определения медианной цены. - Что такое медианная цена? И где ее можно увидеть?
Медиана помогает определить среднюю цену закупок, при которой не учитываются аномально низкие и аномально высокие цены, и образуется коридор нормальных цен.
Например, на гос.закупках есть товар бутыль воды 18,9 л. 1000 закупок было по ценам от 200 до 300 тенге; 700 закупок от 450 до 550 тенге; 200 закупок от 600 до 1500 тенге. ЕОЗ показывает медианную цену 500 тенге и показывает самые популярные значения по этому товару как от 450(нижняя граница) до 550(верхняя граница) тенге. 70% всех закупок воды было по такой цене.
Соответственно, если цена пункта плана указана выше медианной, мы должны проверить обоснованность этой цены, установить реальное завышение или занижение с целью предотвращения искусственного увеличения бюджета, неэффективного расходовании средств.
Ежемесячно нами направляются выгруженные с портала сведения, где можно увидеть медианную цену. - Хотелось бы услышать учреждения, попавшие в зону риска по планируемым госзакупкам?
Возглавляют рейтинг по возможной экономии: сфера координации занятости, а именно Пресновский центр социального обслуживания и Тайыншинский центр социального обслуживания общая экономия которых составляет свыше 3 млн.тг.
На сферу природного регулирования экономия приходится 2 млн.тенге. Учитывается и возможность заполнения ошибочных данных, к примеру Лесное хозяйство «Пресновское» пояснило по цене колесного трактора, медианная цена которого – 6 млн, что цена пункта плана- 673 млн. указана ошибочно.
Большинство завышенных цен приходится на незначительные товары (канцелярские товары, бумага, топливо), но объем закупаемых товаров большой, соответственно суммарно выходит большая сумма экономии.
По итогам первого квартала Департаментом направлены письма рекомендательного характера заказчикам, попавшим в зону риска по планируемым закупкам. 32 заказчика внесли соответствующие изменения в план государственных закупок.
- Хорошо, но каков должен быть ответ на рекомендательное письмо?
Так как это планируемые закупки, мы лишь выходим с рекомендацией о пересмотре цены пункта плана и возможности внесения изменений в план государственных закупок. Мы не призываем вовсе отказываться от проведения закупки. В таблице имеются две последние пустые графы, которые следует заполнить. Это обоснование по каждому пункту, попавшему в зону риска планируемых закупок. Имеются ошибочно указанные данные в пункте плана, часто указывается не та единица измерения (вместо мешков цемента, указаны кг.), либо закупается комплект, а цена указывается как за штуку. При обнаружении таких ошибок, следует указать это в ответе и соответственно исправить в плане. При внесении изменений в план — указать возможную экономию. - Нурлан Серикович, подскажите, будет ли какая-то ответственность за попадание в зону риска планируемых закупок?
Согласно антикоррупционного законодательства противодействие коррупции в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы, организации, субъекты квазигосударственного сектора и должностные лица. Руководители государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора несут дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными сотрудниками.
Также в законе закреплены меры финансового контроля. Конкретно за попадание в зону риска по планируемым закупкам ответственности не предусмотрено, так как это плановые цены, которые можно изменить.
Однако за игнорирование наших рекомендательных писем и непринятие мер по предупреждению коррупции предусмотрена дисциплинарная ответственность.
Айтмаганбетов Ж.