Тот, кто не разбирается в законопроектной деятельности и питает иллюзии, лучше пусть прочитают НПА. Это юристы знают. Чтобы только законопроект попал в парламент нужно столько времени и нервов. Нужно попасть в план законопроектных работ, разработка законопроекта, многочисленные этапы согласования, обсуждения и многое другое. Годами длится законопроектная работа. И это в любой стране.
- Сейчас же действует устаревший Закон 1995 года, который до сих пор применяют и которым возмущаются в силу его пробельности. Сегодня же принят либеральный и прогрессивный законопроект о мирных собраниях в мажилисе, соответствующий требованиям международных пактов в области прав человека. Тот, кто внимательно прочитает его, тот поймет. Работа проделана большая. Это надо просто видеть.
- Закон о мирных собраниях предложил Президент Касым-Жомарт Токаев с его концепцией «слышащего государства» на заседании Национального совета общественного доверия.
- Не предложи его Президент и не было бы нового демократического регулирования. Сколько бы не говорили. Скоро примут новый закон и в небытие уйдут многие проблемные вопросы. Все станет напорядок легче и доступнее, безопаснее и удобнее. Привычными и обычными для всех станут митинги. И время это покажет.
- Короновирус непонятно когда погибнет. Если сейчас закон не принять, то он может быть принят только осенью 2020 или в 2021 гг. Тогда до тех пор будут действовать те нормы Закона 1995 года, которыми многие возмущались. И правоприменитель, будь то полиция или другие госорганы, вынуждены будут ориентироваться на нормы старого закона.
- По Конституции Казахстана органы государственной власти, все ветви власти должны выполнять свои функции, то есть работать. Они и работают, максимально обеспечивая требования Закона «О Чрезвычайном положении». Что и касается парламента. Это к вопросу о том, должны ли работать ветви государственной власти.
- Рабочая группа по мирным собраниям в Мажилисе провела, надо сказать объективно и честно — свою конструктивную и плодотворную работу. На самом деле сложную работу. Каждый день обсуждали правовые нормы. Думаю, что это – одно из новых веяний, когда «вдоволь» давали высказываться представителям гражданского общества. До этого все-таки они оставались на втором плане.
- Многие думают, что митинги – это касается только политического направления. Нет — это любой спектр защиты конституционных прав граждан – экономического, социального, культурного, образовательного и все не перечислишь.
- В век информационных технологий – все упростилось, чем даже 10 лет назад, не говоря о прошлых столетиях. Сотовый телефон и твое волеизъявление в секунды донесут всему миру через интернет, социальные сети. Поэтому меняются некоторые подходы.
- Председатель группы- депутат Канат Мусин проводил заседания достаточно демократично. В рабочей группе были не только депутаты, а и представители гражданского сектора, науки. Активными были члены Национального Совета общественного доверия — Ерлан Саиров, Мухтар Тайжан, Асылбек Кожахметов, Асхат Садырбай, Мурат Абенов, Марат Башимов.
- Законопроект соответствует международным стандартам, в частности 21 статье Международного Пакта о гражданских и политических правах, поскольку обеспечивается самое главное — право на волеизъявление. Предлагаемы меры не оказывали влияние на выражение мнений, а также обеспечивали защиту прав всех участников. Статья 21 ведь гласит «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.»
- Рабочая группа придерживалась этого принципа, а также 32 и 39 статей Конституции РК, дублирующей эту норму Пакта. Соответствует он и принципам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
- Объективно, надо сказать, международные эксперты и представители международных организаций указывали, что законопроект долго и всесторонне обсуждался практически на всех площадках. Притом, разработчик закона, не вставал «в ступор», всегда старался идти навстречу. Законопроект видоизменялся и стал очень либеральным. Что- то вносилось новое. В общем, звучали различные точки зрения и это было правильным. Компромиссы находили. Это был баланс интересов.
- Правительственный вариант в Мажилисе претерпел существенные изменения. Господствовала презумпция в пользу мирных собраний.
- Было уделено внимание срокам уведомления о проведении мирного собрания. Предлагаемые сроки были либерализированы и сокращены. С 15 суток до 5 по митингам. В разных странах по разному, начиная от 45 дней и т.д.
- Предложили законодательно закрепить возможность проводить пикеты в любых местах, не запрещённых законом. Список таких запрещённых мест ограничен объектами, имеющими стратегическое значение, а также теми, эксплуатация которых требует соблюдения правил техники безопасности. К примеру, это объекты железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, магистральные трубопроводы, линии связи и другое
- Упрощены требования ко всем документам.
- Специализированные места должны находиться в центральных частях городов, обеспечивать удобство организации, возможность использования объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников собраний.
- Кроме того, для прозрачности и объективности информации о наличии и занятости специализированных мест были инициированы поправки, согласно которым акимат будет обязан размещать на своем интернет-ресурсе перечень таких мест и информацию об их занятости.
- Законопроектом внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме пикетов, митингов, собраний. При этом в случае отсутствия ответа местного исполнительного органа проведение мирного собрания будет считаться согласованным по умолчанию. Вместе с тем, для проведения мирных собраний в форме демонстрации, шествия необходимо получение согласия местного исполнительного органа. И это правильно, перекрывать улицы, тем самым нарушая права других лиц, водителей, пешеходов и т.д. без согласования нельзя. И то, в некоторых случаях. Здесь — по Конституции и по международным пактам существует принцип, -осуществление твоих прав, в данном случае, право на митинги, не должно ущемлять права других лиц, то есть водителей, пешеходов и т.д. То есть твои права заканчиваются там, где начинаются права других лиц.
- Практически убрали все нормы, регламентирующие деятельность журналистов.
- Четко была регламентирована 488 статья КоАП РК об ответственности. Статью 488 было предложено изложить в следующей редакции:
«Статья 488. Нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний - Воспрепятствование организации или проведению мирных собраний, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, –
влекут предупреждение или штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей либо арест на срок до десяти суток. - Нарушение участником мирного собрания, проводимого в соответствии с законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, требований установленных законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, –
влекут предупреждение или штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей либо арест на срок до десяти суток. - Нарушение организатором мирного собрания, проводимого в соответствии с законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, требований установленных законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, –
влекут на физических лиц предупреждение или штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей либо арест на срок до десяти суток, на юридических лиц штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. - Действия, предусмотренные частью первой, второй и третьей настоящей статьи совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –
влекут на физических лиц штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо арест на срок до пятнадцати суток, на юридических лиц штраф в размере семидесяти месячных расчетных показателей. - Предоставление организаторам и (или) участникам собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетов либо иных публичных мероприятий, проводимых в нарушение порядка, установленного законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, помещений либо иного имущества (средств связи, множительной техники, оборудования, транспорта) или создание иных условий для их организации и проведения, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, –
влекут на физических лиц штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей либо арест на срок до десяти суток, на юридических лиц штраф в размере семидесяти месячных расчетных показателей. - Участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании либо ином публичном мероприятии, проводимых в нарушение порядка, установленного законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, –
влекут предупреждение или штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей либо арест на срок до пятнадцати суток. - Организация и (или) проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетов либо иных публичных мероприятий проводимых в нарушение порядка, установленного законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, –
влекут на физических лиц штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо арест на срок до пятнадцати суток, на юридических лиц штраф в размере ста месячных расчетных показателей. - Действия, предусмотренные частью шестой настоящей статьи, совершенные иностранцами, лицами без гражданства, –
влекут предупреждение или штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей либо арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Республики Казахстан. - Действия, предусмотренные частью седьмой настоящей статьи, совершенные иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, –
влекут на физических лиц — штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Республики Казахстан, на юридических лиц – штраф в размере ста месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности юридического лица или без такового. - Действия, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –
влекут на физических лиц штраф в размере сорока месячных расчетных показателей либо арест на срок до пятнадцати суток, на юридических лиц — штраф в размере ста месячных расчетных показателей. - Действия, предусмотренные частью шестой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –
влекут штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо арест на срок до двадцати суток. - Действия, предусмотренные частью седьмой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –
влекут на физических лиц — штраф в размере семидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до двадцати пяти суток, на юридических лиц — штраф в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей. - Также четко обозначены основания прекращения мирных собраний, такие как создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, общественному порядку и общественной безопасности, причинения ущерба имуществу, в том числе в результате превышения нормы предельной заполняемости специализированного места. Теперь стало все понятнее и демократичнее. И, в первую очередь, для применения.
- Переводя взор только на закон о мирных собраниях и параллельно не уделяя внимание административной юстиции – этого недостаточно для эффективной защиты конституционных прав граждан. Этот либеральный законопроект сейчас также находится в парламенте, но затягивается. Нужны специальные административные суды, а не гражданские, которые бы занимались только обжалованием решений госорганов. Асылбеком Кожахметовым справедливо поднимался вопрос об обжалований действий госорганов по законопроекту о мирных собраниях. Поэтому надо обратить внимание и на находящийся законопроект об административной юстиции, АППК. Президент К.-Ж.Токаев ведь в Послании четко сказал, что «В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение административной юстиции, как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу. Впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств, ответственность за сбор которых, ляжет на государственный орган, а не на гражданина или бизнес. Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан.» Сейчас гражданские суды могут длиться бесконечно, а административную юстицию боятся принять, потому что она будет жестко дисциплинировать госаппарат, заставляя исправлять их, отменять акты и принимать решения в пользу простых людей.
- Так что прогрессивное движение вперед есть и это хорошо. Думается после чрезвычайного положения, новое правовое регулирование облегчит многие нынешние проблемные вопросы по свободе выражения своих мнений.
Марат Башимов
доктор юридических наук,
профессор
Примечание: из правительственного законопроекта –
В законопроекте обозначены основные понятия как:
1.мирное собрание – публичное мероприятие, являющееся по своему характеру мирным, ненасильственным и невооруженным, не создающим угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан, общественному порядку, проводимое в форме собрания, митинга и демонстрации, шествия и пикетирования гражданами Республики Казахстан;
- специализированное место для организации и проведения мирных собраний – место общего пользования или маршрут следования, определенные местным представительным органом, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), для проведения мирных собраний.
- демонстрация – передвижение в определенное время по определенному маршруту следования гражданина или группы граждан Республики Казахстан для публичного выражения отношения к действиям (бездействию) лиц и (или) органов, организации, и (или) общественно-значимым вопросам, в том числе с выдвижением или без выдвижения требований, использованием или без использования во время передвижения звукоусиливающих технических средств, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, а также транспортных средств;
- собрание – совместное присутствие граждан Республики Казахстан с целью публичного обсуждения, выражения отношения к действиям (бездействию) лиц и (или) органов, организации, и (или) общественно-значимым вопросам;
- журналист (представитель средств массовой информации) – физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средств массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений;
- участник – гражданин Республики Казахстан, который принимает добровольное участие в мирных собраниях;
- митинг – присутствие гражданина или группы граждан Республики Казахстан для публичного выражения отношения к действиям (бездействию) лиц и (или) органов, организации, и (или)
общественно-значимым вопросам, с выдвижением или без выдвижения требований, использованием или без использования звукоусиливающих технических средств, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, в том числе с передвижением; - согласование заявления – письменный или электронный документ, выдаваемый местным исполнительным органом города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), акимом города районного значения на проведение мирных собраний в форме демонстраций, шествия;
- пикетирование – публичное выражение отношения к действиям (бездействию) лиц и (или) органов, организации и (или)
общественно-значимым вопросам гражданином Республики Казахстан, с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, осуществляемое без передвижения; - организатор – гражданин или группа граждан Республики Казахстан, достигшие восемнадцатилетнего возраста, или юридическое лицо, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, направляющее местному исполнительному органу города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), акиму города районного значения уведомление о проведении мирных собраний или заявление о получении согласования, а также осуществляющее руководство их участниками;
- уведомление – предварительное письменное или электронное оповещение, направляемое организатором местному исполнительному органу города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акиму города районного значения о планируемых мирных собраниях в специализированных местах в форме пикетирования, собраний и митингов;
- шествие – прохождение гражданина или группы граждан Республики Казахстан для публичного выражения отношения к действиям (бездействию) лиц и (или) органов, организации и (или)
общественно-значимым вопросам по определенным времени и маршруту следования, в том числе с выдвижением или без выдвижения требований, использованием и без использования звукоусиливающих технических средств.
В законопроекте закреплены принципы организации и проведения мирных собраний: ненасильственного характера; законности; обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц; добровольности участия.