Развитие регионов Казахстана – новые возможности

«Пандемия короновируса» и мировой экономический кризис хоть и вносят свои коррективы, но поставленные важные государственные программы всегда нужны народу. Реализация программы развития регионов на 2020-2025 годы как никогда актуальна и необходима. Она отражает те стратегические задачи, поставленные президентом страны К.-Ж. Токаевым. Главным результатом программы должно стать повышение благосостояния граждан, проживающих в городах, райцентрах и сёлах. Концентрация ресурсов и инфраструктуры усилит рост экономики страны.
Приоритетами новой программы является развитие городских центров роста – четырёх крупных агломераций и 14 региональных урбанизированных зон, а также на модернизацию опорных и спутниковых сёл по программе «Ауыл – Ел бесігі». Что из этого вытекает? А это, в первую очередь, позволит развить все регионы страны и, самое главное, поднять качество и уровень жизни в регионах Казахстана. Будет внедрена система региональных стандартов для развития инфраструктуры в городах, райцентрах и сёлах. Чтобы реализовать будут синхронизированы госпрограммы «Нурлы жер», «Нурлы жол» и другие, программы развития территорий, комплексные планы, стратегии.
Финансирование государственных и местных программ будет нацелено на максимальное создание комфортных условий для жизни людей. От реализации этой новой программы доступ к качественной инфраструктуре должны получить 3 477 сёл, где проживает 90% сельчан, или почти 7 млн человек. Это все по проекту «Ауыл – Ел беcігі». Финансирование будет направлено на базовую инженерную инфраструктуру, социальные объекты. Как указано в программе целевые показатели и планируемые результаты впечатляют: — уровень урбанизации вырастет до 62%, урбанизация даст дополнительный рост ВВП на 0,52%, реальные денежные доходы населения вырастут на 25% и сократятся региональные диспропорции. Программой охватывается создание и развитие четырёх агломераций с центрами в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Актобе, а также развитие городских районов, моногородов и сёл. Важным является строительство арендного жилья, инженерных сетей и дорог, пожарных депо, социальных объектов на принципах «20-минутной шаговой доступности». Кроме того, актуальным является открытие филиалов мировых вузов и новых производств. Запланированные суммы могут уточняться. Это и понятно. Но решать проблему с урбанизацией надо. Сейчас в Казахстане — 87 городов и 6,5 тысяч сёл. Наблюдается интенсивная внутренняя миграция сельских жителей в крупные города. Отсюда треть населения Казахстана проживает в четырёх агломерациях с центрами в городах: Нур-Султан, Алматы, Шымкент и Актобе. Обозначены шесть основных проблем городского развития. Это негативная урбанизация. В стране много малых/средних городов (27 моно- и 41 малый город), а на долю крупнейших (Нур-Султан, Алматы и Шымкент) приходится всего 21% всего населения. Это ниже, чем в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития. Потом высокая стоимость жизни в крупных городах и почти полное отсутствие арендного жилья за пределами столицы. В Нур-Султане и в Алматы стоимость жизни на 240% и 190% дороже, чем в среднем по стране, а расходы на жильё в них выше, чем в знаменитых эксклюзивных городах, таких как Сан-Франциско и Ванкувер. Поэтому сельские семьи не могут переехать в крупные города. Далее недостаточная внутренняя мобильность населения и несмотря на переезд населения из сёл в город, в мегаполисах не хватает высококлассных специалистов. Есть еще слабая интеграция сельчан в городскую среду. По-другому это называют «ложной урбанизацией», когда рост городского населения и расширение территорий не вовлекают горожан в культурно-экономическую среду. Поэтому в городах возникают очаги сельского образа жизни с маргинализацией жителей и увеличением доли самозанятых. Еще есть застройка частными домами окраин города. Появляются малонаселённые жилые районы, которые не обеспечены коммунальной инфраструктурой, в первую очередь канализацией. Далее в р регионах действуют устаревшие подходы к городскому развитию. Города по-прежнему разделены на: центр, окраины, спальные и промышленные районы. Торговые районы и зоны отдыха не доступны казахстанцам без использования транспорта. Отсюда — диспропорция развития регионов. Приводятся примеры, что, к примеру, в Алматинской, Жамбылской, Туркестанской областях ВРП на душу населения в 3-4 раза ниже среднереспубликанского. В этих трёх регионах самый низкий уровень урбанизации (менее 40%), большая доля сельского населения, проблемы занятости и низких доходов. В регионах неравная обеспеченность инженерной и транспортной инфраструктурой. К примеру, самые изношенные дороги в:Западно-Казахстанской области – 72% дорог; Актюбинской – 50,5%; Атырауской – 48,9%; Северо-Казахстанской – 42%; Кызылординской – 37%. А центральным водоснабжением в сельской местности обеспечены: Жамбылская область – на 53,3%; Восточно-Казахстанская – на 51,1%; Западно-Казахстанская – на 44,8%; Костанайская – на 31,2%; Павлодарская – на 27,9%. А необходимой канализацией: Мангистауская область – на 3,8%; Северо-Казахстанская – на 0,6%; Кызылординская – на 0,4%; Жамбылская – на 0%; Западно-Казахстанская – на 0%. Не хватает и пожарных подразделений, готовых отреагировать на чрезвычайные ситуации. А вот приведенный пример, что 18 зданий пожарных депо находятся в аварийном состоянии и из-за угрозы обрушения подлежат сносу: в Западно-Казахстанской – 6; Актюбинской – 3; Акмолинской – 2; в Шымкенте, Атырауской, Павлодарской, Жамбылской, Костанайской, Карагандинской, Алматинской областях – по 1 – вообще впечатляет. Поэтому и планируется построить 18 модульных пожарных депо с использованием сэндвич-панелей и контейнеров.
Еще один момент. 156 населённых пунктов в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Туркестанской областях находятся под угрозой схода селя. Под угрозой схода лавин – 599 участков (Алматы, Восточно-Казахстанская, Алматинская, Туркестанская, Жамбылская области). Для решения проблемы запланировано строительство: селезадерживающих плотин на реках Тургень, Кора, Чажа в Алматинской области, на реке Мерке в Жамбылской области; селезащитных берегоукрепительных дамб в бассейнах рек Тентек в Алматинской области, Сарымсакты в ВКО; снегозадерживающих щитов в горах Мохнатка в городе Алматы, Зубовка в ВКО; 4) снегозадерживающих щитов вдоль автомобильной дороги «Оскемен – Самарское» (132-137 км) в ВКО, в ущелье «Коксай» Жамбылской области; 5) стабилизации русла реки Бадам в черте города Шымкента; 6) противооползневого сооружения в бассейне реки Талгар в Алматинской области.
Это все связано с качеством жизни, обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан. Это связано с решением социальных прав, закрепленных в Конституции Казахстана.
Городами «первого уровня» определены агломерации с центрами в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Актобе. В них проживает семь миллионов человек или 38,1% от общей численности населения страны. Развивать центры агломерации будут совместно с моно- и малыми городами и населёнными пунктами, расположенными на окраинах. В зоне влияния Нур-Султана находится малый город Акколь; Алматы – Есик, Капшагай, Каскелен, Талгар; Шымкента – Ленгер, Актобе – моногорода Алга, Хромтау.
В программе четко указано, что «будут приняты дополнительные меры по ускоренной урбанизации на юге страны – в Туркестанской, Жамбылской и Алматинской областях. Развитие Шымкента будет стратегической задачей государства, учитывая его близкое соседство с Ташкентской агломерацией. Комплекс мер по развитию Шымкента будет ускорен путём укрепления потенциала имеющихся университетов, колледжей, средних школ, объектов культуры, здравоохранения, строительства арендного жилья без выкупа, создания новых рабочих мест». По программе «Нұрлы жол» улучшится транспортное сообщение центров агломераций с городами-спутниками.
Короновирус показал и необходимость активизации программы цифровизации всего Казахстана. По программе «Цифровой Казахстан» – надо развивать концепцию «умный город», то есть интеграцию информационных и коммуникационных технологий. А они помогут местным исполнительным органам контролировать, к примеру, что происходит в городе: в области энергопоставок и энергосбережения; управлять водными ресурсами: модернизация водных систем, мониторинг потребления, системы экологической безопасности; следить за зданиями, в которых все инженерные и информационные системы интегрированы в единую систему управления; использовать информационные технологии при предоставлении государственных услуг. В центрах агломераций будут открыты филиалы известных в мире университетов. В них откроют специальности «урбанистика» и «городское планирование», на которые будут выделять гранты.
В городах «второго уровня» проживает более четырёх миллинов человек или одна пятая населения республики. Для городов разработаны региональные стандарты, которые обязаны соблюдать государственные органы при планировании развития. Они условно будут поделены на секторы с населением 10 тысяч человек в каждом. В этих зонах должны быть социальные объекты по принципу «20-минутной шаговой доступности» населения к ним. В городах будет больше минипарков, скверов, спортивных площадок и других мест массового отдыха. Самое главное, чтобы инфраструктура была более доступной. Еще ведь в программе было отмечено, что «учитывая суровый климат на большей части Казахстана и результат использования имеющихся торгово-развлекательных центров в столице следует продолжить работу по содействию их строительству не только как мест торговли, но и в немалой степени как центров полезного времяпровождения населения, особенно детского». Будет ограничена индивидуальная застройка в перифериях городов. Что еще важно, основные направления развития всех крупных городов, в том числе агломераций, будут сосредоточены на: получении детьми и молодёжью высококлассного школьного, технического и профессионального, высшего и послевузовского образования; создании комфортных условий проживания для высококлассных иностранных преподавателей университетов, специалистов иных сфер деятельности и отечественных талантов; развитии сферы культуры, системы здравоохранения; строительстве доступного и комфортного жилья, функционировании общественного транспорта, а также строительстве/модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; создании благоприятной экологической системы и комфортной городской среды (компактная городская застройка, «шаговая» доступность объектов, зелёная городская среда); формировании и использовании современных информационных систем для эффективного управления городской инфраструктурой (безопасность, ЖКХ, транспорт, образование, здравоохранение, социальная сфера, экология, управление городом, бизнес). Будет уделено внимание и городам «третьего уровня», то есть моно- и малым городам, число которых — 41. Численность населения там неуклонно снижается (892 тысячи человек) – люди уезжают в большие города и за границу. Такая же ситуация и в моногородах, которых в стране 27 с населением 1,4 млн человек. Государство планирует развивать предпринимательство и туристский потенциал. Займутся и инженерной инфраструктурой. Малые города, находящиеся на приграничных территориях (Жаркент, Зайсан, Сарыагаш, Шардара, Шемонаиха, Мамлютка, Булаево, Жетысай), а также моногород Житикара получат дополнительную господдержку по обустройству. В Казахстане сел насчитывается почти 6,5 тысяч. Больше половины – малочисленны, там проживает не больше 500 человек. Но есть и сёла с населением более пяти тысяч. В некоторых нет школ и больниц. Централизованное газоснабжение есть только в 17% сёл. За последние три года каких-то существенных вливаний Правительство туда не делало. Это ведёт к ещё большему разрыву по уровню жизни между сельскими и городскими жителями. Будет использован кластерный подход – сёла будут рассматривать в локальной группе в радиусе 10-15 км от опорного села, а не по отдельности. По проекту «Ауыл – Ел бесігі» будут профинансированы: капитальный, средний и текущий ремонты объектов ЖКХ (объекты водоснабжения, канализации, системы газо-, тепло-, электроснабжения); капитальный и текущий ремонты социально-культурных объектов (объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта); капитальный, средний и текущий ремонты инженерно-транспортной инфраструктуры (внутрипоселковые и внутрисельские дороги, подъездные дороги); строительство и реконструкция оборудования и сетей водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, инженерно-коммуникационной инфраструктуры, спорта, культуры, здравоохранения, образования. Будут сокращены малокомплектные школы среднего и общего среднего образования, не затрагивая начальные классы. Планируется и другие важные меры. После карантина и снятия чрезвычайного положения эти программы станут важными факторами государственного развития. И главное, эти проекты все во благо народа и их реализация позволит повысить эффективность защиты конституционных прав граждан в социальной сфере.

Тихонов О.