Законодательное регулирование как драйвер устранения экологической деградации в Казахстане

В свете глобального кризиса, связанного с пандемией COVID-19 резко актуализировались проблемы экологической деградации в планетарных масштабах.
По мнению эксперта ООН Дэвид Бойда, вырубка лесов, промышленное сельское хозяйство, незаконная торговля видами дикой природы и другие виды деятельности, приводящей к деградации окружающей среды и изменению климата, увеличивают риск будущих пандемий и экологических катаклизмов. Ключевой вывод — экологический кризис и пандемия имеют одну природу — антропогенную. Международные эксперты единодушны в одном важном выводе – государствам необходимо по новому строить экологическую политику в дальнейшем, которая должна привести к пониманию прямой зависимости жизни человека от его отношения к окружающей среде и природным ресурсам.
В Казахстане, где уровень загрязнения окружающей среды и сложившаяся политика природопользования подошла, можно утверждать, к критической черте. Возрастающая динамика показателей роста заболеваний и смертности за последние 30 лет, вызванных экологией, служат тому научным подтверждением.
На территории Республики насчитыва¬ется около 2,5 тыс. предприятий, относящих¬ся к 1-2 самым высоким классам опасности среди 5 существующих классов. По данным экспертов британской организации The Eco Experts, Казахстан вошел в десятку самых токсичных стран мира. Такой вывод сделан на основе данных о 135 странах мира по 5 факторам окружающей среды: потребление энергии на душу населения; выбросы углекислого газа (СО2) от сжигания топлива; уровень загрязнения воздуха; смертельные случаи, связанные с загрязнением воздуха; возобновляемые источники энергии. Важно также помнить, — Являясь стороной Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, Казахстан ратифицировал Парижское соглашение и взял на себя добровольные обязательства по сокращению парниковых газов на 15% от уровня 1990 года к 2030 году. Очевидным выводом при этом является то, что ключевая причина такого состояния экология заключатся в применении устаревших и «грязных» технологий, а также отсутствия использования механизмов законодательного регулирования в сфере экологии.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении отмечал, о том, что новый Экологический Кодекс заложит основу для постройки экологического государства. В результате усовершенствования экологического законодательства разработан новый проект Экологического Кодекса, который более широко и емко охватывает современные аспекты экологического регулирования.
В этой связи, выражаю свое экспертное мнение по ряду важных положений проекта Экологического кодекса.

  1. Принципиальное изменение распоряжения экологическими платежами.
    Согласно доклада Министерства экологии, геологии и природных ресурсов в 2019 году из 45 населенных пунктов в Казахстане к высокому уровню загрязнения атмосферного воздуха относятся города Нурсултан, Алматы, Караганда, Темиртау, Атырау, Актобе, Балхаш, Усть-Каменогорск, Жезказган, Риддер. Государственный экологический контроль выявил за год более 4000 нарушений. В Казахстане сложилась напряженная экологическая обстановка, которая стала серьезной преградой на пути социально-экономическо¬го развития страны. На реализацию природоохранных мероприятий за счет средств природопользователей было предусмотрено 171 млрд. тенге. Согласно старому Экологическому Кодексу сборы от штрафов за экологические нарушения шли в бюджет и лишь 40%, расходовалось на новые природоохранные мероприятия. При этом экологические платежи в полном объеме направлялись в республиканский бюджет без учета бюджетов регионов. Тем самым нарушается ключевой принцип — отсутствие заинтересованности и мотивации региональных органов в реализации адекватных мероприятий улучшению окружающей среды. Не учитывается, принципиальный фактор, что именно регион является основным субъектом и объектом экологических отношений.
    Исходя из этого в новом Экологическом кодексе:
  • сохраняя основной принцип «загрязнитель платит», как и в мировой практике, усиление экономической и законодательной ответственности предприятий вполне обоснованно, по стандартам зарубежных стран, в том числе добывающих углеродные минеральные ресурсы, увеличиваются размеры штрафов в кратных размерах.
  • все платежи по экологии и природопользованию (природная рента, штрафы за выбросы, нарушения законодательства и др.) будут направлены не в общий бюджет, а сконцентрированы в течение года на отдельном счете – Фонда экологии региона. Это даст возможность повысить ответственность и установить строгий контроль за целевым использованием всех экологических платежей, направленных на природоохранные мероприятия.
  1. Экономические и законодательные стимуляции предприятий-загрязнителей на внедрение наилучших доступных и «зеленых» технологий (НДТ).
    В странах Европы для снижения объема выбросов на 1% закладывают существенные инвестиции и планируют мероприятия длительностью в 10-15 лет. Внедрение НДТ позволит сократить объемы выбросов на единицу выпускаемой продукции, а также повысить ответственность предприятий-загрязнителей. В этой связи, с принятием нового Экологического Кодекса вполне обосновано усиление контроля и регулирования за крупными предприятиями — загрязнителями 1 и 2 категорий. Для получения комплексного разрешения предприятию необходимо разработать программу экологической эффективности с целевыми индикаторами с целью минимизировать воздействие на окружающую среду с постепенным внедрением НДТ и комплексов «зеленых» технологий на долгосрочный период до 15 лет. Предусмотреть штрафы на случаи не внедрения НДТ в установленные сроки. С 2025 планируется введение перехода на НДТ. В случае, отказа предприятия от НДТ ставки платы будут только расти: с 2025 – в два раза, с 2028 – в 4 раза, с 2031 – в 8 раз. Таким образом, создается не запретительный, а мотивационный механизм. К примеру, мировой опыт показывает, что благодаря данному механизму объем выбросов загрязняющих веществ удалось снизить на 94 % в течении 15 лет. Сегодня уже такие крупные предприятия- загрязнители заявили свои обязательства по снижению и сокращению выбросов, так АО «АрселорМиттал Темиртау» к 2024 взял курс на сокращение объема выбросов на 30%, ТОО «Казцинк» сократит на 20% выбросы диоксида серы и впервые в Республике Казахстан внедрит НДТ в своем производстве, АО «НК КазМунайГаз приступил к ликвидации замазученных земель и утилизации отходов. И все они осознанно к новациям приступили сейчас, не дожидаясь, когда новые требования Экологического Кодекса вступят в силу.
    Кроме того, из новых законодательных новаций есть вполне ожидаемые меры — обязательство предприятий крупных загрязнителей 1 категорий установить специализированные датчики, по которым уполномоченный орган, местный исполнительный орган, а также общественность в онлайн режиме будет наблюдать за объемами выбросов в окружающую среду.
    Обсуждается и вопрос и об изменении подходов к оценке качества атмосферного воздуха, о целесообразности перехода систем нормирования к нормам ВОЗ и мировым стандартам. В рамках нового Экологического Кодекса произойдет ужесточение административной ответственности к крупным предприятиям — это увеличение размеров штрафов в 10 раз, а также повышения срока административной ответственности с 1 года до 3 лет.
  2. Законодательно усилена роль и возможности экологических организаций и общественности.
    С развитием новой редакции Экологического Кодекса появилась возможность расширить участие общественности в обеспечении выполнения экологических требований в механизме принятия экологически значимых решений. Министерством экологии, геологии и природных ресурсов проводится масштабная работа по всестороннему обсуждению и подготовке самых интересных и инновационных идей и предложений для разработки нового Экологического Кодекса.
    Новая редакция предполагает введение четырех стадий участия общественности в процессах принятия решений. Расширяются возможности доступа к полноте экологической информации. Широкие слои населения будут участвовать в принятии решений при внедрении проектов намечаемой деятельности. Общественное участие предусматривает активный сбор мнений всех заинтересованных граждан, их восприятия целей и задач, а также их предпочтений в отношении использования ресурсов, альтернатив и любой другой информации, касающейся принимаемого решения. В «Руководящих принципах по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды», одобренных 25 октября 1995г. в Софии Третьей Конференцией министров «Окружающая среда для Европы», подчеркивалось, что разработка механизма привлечения общественности к процессу принятия экологически значимых решений особенно важна для стран с переходной экономикой.
    Таким образом, в настоящий период предоставляется редкая возможность открыть новые драйверы для мощного стимулирования борьбы за развитие экологии страны, в условиях новых глобальных вызовов. Принятие нового Экологического Кодекса дает возможность государству вооружиться законодательными нормами международного уровня и дальнейшей их имплементации в интересах воспитания нового поколения казахстанцев с новым экологическим мировоззрением.

Скакова А.А.
Представитель Ассоциации
экологических организаций
Казахстана по г. Алматы, кандидат
географических наук, директор
научно-исследовательского института
проблем экологии КазНУ
им.Аль- Фараби