Надо признать, что право каждого на мирные собрания при надлежащей регламентации его использования, бесспорно, один из сильных и эффективных методов непосредственного управления гражданами делами общества и государства в контексте ст. 33 Конституции РК.
Особенность мирных собраний состоит в том, что в них принимает участие большое количество людей разного возраста, пола, местожительства, разных профессий и т.д., что предполагает в целях их нормального проведения, а также исключения возможных негативных последствий, определенную зарегламентированность правсубъектности организаторов, участников этих акций и органов власти (субъективные права и юридические обязанности). Надо полагать, данное обстоятельство принимают во внимание и международные документы о правах человека, имеющие универсальный характер.
Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 года устанавливает право на мирные собрания в следующей редакции (п. 1 ст. 20): «Каждый имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». Делегируя обеспечение этого права и установление каких-либо определенных видов мирных собраний народу, государству, национальному законодателю.
Аналогично, ст. 21 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 года (далее – МПГПП) (ратифицирован ЗРК от 28.11.2005 года) развивает это право в следующей редакции: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.».
То есть, в этой статье, также без указания на виды мирных собраний, вводятся определенные ограничения для реализации права каждого на мирные собрания.
Иначе говоря, международное право и допускает, и одновременно ограничивает это универсальное позитивное право каждого. То есть, направляет национального законодателя в русло закрепления двоякого подхода к реализации данного права. Это право универсальное, позитивное и может быть реализовано каждым непосредственно, но при наличии указанных в нормах ст. 21 МПГПП обстоятельств, может быть ограничено, то есть не реализовано.
В принципе также понимает положения Всеобщей декларации прав человека, МПГПП и ст. 32 Конституции РК в следующей редакции: «Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.»
При сопоставлении ст. 20 Всеобщей декларации, ст. 21 МПГПП и ст. 32 Конституции РК видно, что первые два универсальных документа в области прав человека распространяют действие данного права на любого человека, в том числе иностранца и лица без гражданства. Конституция РК — только на гражданина Казахстана. И это вполне объяснимо. Национальный законодатель здесь исходит из трех принципиальных положений Конституции, первое, действующее право Казахстана выражает юридический суверенитет государства, который понимается, как независимость во внешних отношениях, так и верховенство во внутренних делах, второе, иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, третье, управлять делами своего государства, в том числе в форме мирных собраний, вправе и только граждане Казахстана.
Всеобщая декларация и МПГПП не указывают виды мирных собраний, отдавая их определение и виды во власть национального законодателя и это правильно. Следуя этой логике, Конституция и проект закона, законодательно предусматривают их конкретно определенные, исторически сложившиеся и современные виды. Проект закона воспроизводит положения Конституции и более того дает разъяснение понятию и каждому виду мирного собрания, чего нет в действующем законе.
Примечательно, что в проекте ЗРК предпринята в целом удачная попытка определения ограничений на мирные собрания, которые в самом общем виде установлены МПГПП и Конституцией РК. Их введение будет означать, что при появлении подобных ситуаций, любое мирное собрание будет мотивированно запрещено.
В ходе работы над содержанием ограничений приняты во внимание так называемые Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений МПГПП (документ ООН 1985 года) наряду с Йоханнесбургскими принципами 1995 года, которые признают продолжающуюся применимость Сиракузских принципов, относящихся к положениям Международного Пакта по гражданским и политическим правам, а также Парижским минимальным стандартам в отношении прав человека в чрезвычайных ситуациях.
В частности, в нормах проекта закона красной нитью реализованы идеи о том, что толкование любых ограничений права на мирные собрания должно быть максимально конкретным и любые сомнения должны решаться в пользу защиты рассматриваемых прав; произвольное применение ограничений этого права не допускается, а также предусмотрена возможность обжалования и эффективные средства правовой защиты от неправомерного введения или применения каждого из ограничений на мирные собрания и т.д.
С этой целью, приведенные в международном праве и Конституции РК ограничения на пользование этим правом, определенным образом раскрыты и через нормы иных законов Казахстана, например, по вопросам национальной безопасности, чрезвычайного положения, деятельности правоохранительных органов, общественного порядка и т.д. Это источники действующего права, откуда рабочая группа также заимствовала определения либо уточнив их содержание, закрепила в новом законе.
Необходимо отметить, что работа над введением разумных ограничений на мирные собрания, обрела закрепление в проекте закона в виде мотивированных норм институтов отказа в проведении мирного собрания, его приостановления и прекращения. Это архиважный вопрос, который придал завершенность правовой регламентации проекта закона о мирных собраниях. В контексте изложенного, немаловажно, что ряд вопросов, связанных с мирными собраниями, получил отражение в сопутствующем основному проекту законопроекте, которым вносятся изменения и дополнения в иные законодательные акты по этой теме. В частности, касательно реагирования властей, полиции на проведение разных видов несанкционированных мирных собраний, которые возникают в жизни спонтанно, внезапно и могут быть откликом населения на разные события в жизни общества и государства.
В целом над проектом ЗРК проведена основательная консолидированная, взаимосвязанная работа государственных органов, представителей научных юридических кругов, гражданского общества, депутатов Мажилиса Парламента, в ходе которой осуществлялась глубокая проработка всех принципиальных рекомендаций, высказанных в разные периоды его обсуждения.
Объективный интерес общества и государства к проекту закона, несомненно, уже в ходе его реализации придаст мотивированность всем сторонам публичных акций к обеспечению права на мирные собрания, а также их законному и обоснованному применению.
Полагаю, что в ходе реализации норм нового закона, Министерством информации и общественного развития во взаимодействии с иными субъектами права, будет проводиться постоянный и последовательный мониторинг его правоприменения, что позволит оперативно реагировать на возможны пробелы в законе и продолжить работу над повышением его эффективности.
Когамов М.Ч.
д.ю.н., профессор,
академик АЕН РК,
Почетный юрист РК