В связи с введением режима Чрезвычайного положения в Республике Казахстан с 16 марта 2020 года возникла необходимость частичного ограничения деятельности судов.
Но здесь возникли серьезные противоречия: Какое основание судье указать чтобы приостановить гражданское дело?
- Приостановление рассмотрения судебных дел по гражданским делам производится по инициативе самих судей.
Основания, которые приводятся в обоснование таких действий необоснованны.
Поскольку ст.272 ГПК «Обязанность суда приостановить производство» содержит исчерпывающий перечень таких оснований.
Так суд обязан приостановить производство по делу в случаях:
1) смерти гражданина или реорганизации, ликвидации юридического лица, если спорное правоотношение допускает правопреемство;
2) признания гражданина недееспособным в установленном законом порядке;
3) пребывания ответчика в участвующей в боевых действиях части Вооруженных Сил, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан или просьбы истца, находящегося в участвующей в боевых действиях части Вооруженных Сил, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
4) невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве;
5) если он усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению по данному делу, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, и обратится в Конституционный Совет Республики Казахстан с представлением о признании этого акта неконституционным, а также если станет известно, что Конституционным Советом по инициативе другого суда производится проверка конституционности нормативного правового акта, подлежащего применению по данному делу;
6) обращения с поручением суду иностранного государства об оказании правовой помощи;
7) заключения сторонами с медиатором договора о проведении медиации. При продлении срока проведения медиации стороны должны сообщить об этом суду совместным письменным уведомлением;
8) поступления по делу, связанному со спором о ребенке, копии определения суда о принятии к производству, поданного на основании международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, заявления о возвращении незаконно перемещенного в Республику Казахстан или удерживаемого в Республике Казахстан ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа, если ребенок не достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор, ратифицированный Республикой Казахстан, не подлежит применению в отношении этого ребенка.
Данный перечень является исчерпывающим.
Здесь не указаны обстоятельства непреодолимой силы.
Понятие форс-мажора ГК и ГПК также не содержат.
Возникает вопрос – Почему суды по собственной инициативе приостанавливают дела?
Только если стороны: истец или ответчик сами заявят обоснованное ходатайство либо их «уговорит» судья председательствующий по делу.
В данном случае может идти речь только о ПРАВЕ, но не ОБЯЗАННОСТИ суда
- Право суда приостановить гражданское производство реализуется в порядке ст. 273 ГПК РК
Но и здесь подпадают только 3 основания, и то возникшие уже в процессе действия ЧП
Суд может по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе приостановить производство по делу в случаях:
1) пребывания стороны на воинской службе по призыву в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан или привлечения ее для выполнения другой государственной обязанности;
2) нахождения стороны в служебной командировке, превышающей срок рассмотрения дела, за исключением случаев участия в деле представителей юридических лиц;
3) нахождения стороны в медицинской организации на стационарном лечении, за исключением случаев участия в деле представителей юридического лица;
1-й случай, когда физического лица-мужчину призвали на срочные военные сборы до 3-х месяцев.
2-й случай, когда физическое лицо (истец, ответчик, третье лицо, представитель) выехал за пределы карантинной зоны и не может вернуться через блок-пост без специальной справки (пропуска).
3-й случай, когда физическое лицо проходит длительное лечение в больнице, в т.ч. инфицирован либо находится на карантине COVID-19.
- Такие разные формулировки.
Разные суды выносили определения. Вновь принятые дела откладывались. Но в основном подготовленные гражданские дела приостанавливались по разным формулировкам.
В соответствии со статьей 29 Конституции Республики Казахстан граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья.
Согласно статье 20 ГПК РК судебное разбирательство дела должно происходить в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность лиц, присутствующих в зале судебного заседания.
Указом Президента Республики Казахстан от 15 марта 2020 года № 285 введено чрезвычайное положение в Республике Казахстан, а государственной комиссией по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республике Казахстан принято решение о введении с 00.00 час. 19 марта 2020 года дополнительных ограничительных, профилактических и противо-эпидемиологических мер в городах Нур-Султан и Алматы.
В силу статьи 12-1 Закона Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 387 «О чрезвычайном положении» решения, принимаемые Государственной комиссией в соответствии с ее компетенцией, обязательны для исполнения центральными, местными исполнительными органами и комендатурами местности, где введено чрезвычайное положение, физическими и юридическими лицами.
Кроме того, согласно части 4 статьи 6 ГПК в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное правоотношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законодательства Республики Казахстан.
Далее по тексту описательно-мотивировочной части судьи приводили разные доводы:
1) СМЭС г.Алматы: «в соответствии с подпунктом 3) части 273 ГПК суд может по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе приостановить производство по делу в случаях нахождения стороны в медицинской организации на стационарном лечении, за исключением случаев участия в деле представителей юридического лица
Исходя из изложенного, в рамках мер противодействия распространению коронавирусной инфекции и усиленного режима для обеспечения безопасности, с учетом аналогии права, на основании подпункта 3) части 1 статьи 273 ГПК в целях обеспечения защиты здоровья лиц, участвующих в деле, судья считает необходимым приостановить производство по настоящему делу».
2) Бостандыкский районный суд г.Алматы: «По смыслу пункта 2 статьи 359 Гражданского кодекса РК под непреодолимой силой понимается явление природы стихийного характера возникновение и развитие которых не зависит от воли человека: наводнения, землетрясения, цунами, смерть, эпидемии, пандемии и т. п.
В связи с осложнившейся ситуацией с распространением коронавируса COVID-19, 17 марта 2020 года Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президента Республики Казахстан приняла решение ввести карантин в города Нур-Султане и Алматы с 00:00 часов 19 марта 2020 года.
Принимая во внимание, что дальнейшее рассмотрение дела может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни и здоровья лиц, участвующих в деле, суд считает необходимым приостановить производство по делу до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления».
3) Алматинский городской суд: «в связи с введением Указом Президента РК от 15 марта 2020 года №285, чрезвычайного положения в стране по коронавирусу, а также объявления Акимом города Алматы карантина на территории города Алматы, в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции, обеспечения безопасности здоровья участвующих в деле лиц, коллегия полагает необходимым приостановить производство по настоящему делу руководствуясь ст.273 Гражданского процессуального кодекса РК.
В порядке требований статьи 276 ГПК РК сторонам необходимо разъяснить о разрешении вопроса возобновления производства по делу после устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела».
Таким образом, указанное основание никак прямо не урегулировано ГПК РК, что является пробелом в законодательстве и подлежит устранению.
Поскольку согласно Закону РК «О правовых актах» по соотношению юридической силы и иерархии нормативно-правовых актов прямое указание должно быть именно в ГПК РК, так как Закон РК «О чрезвычайном положении» и Указ Президента РК о его введении являются нижестоящими по сравнению с Кодексом.
Изменения и дополнения необходимо внести, чтобы исключить оспоримость таких определений судов.
Если брать в пример законодательство России, то в статье 215 ГПК Российской Федерации есть указание, что «ответчик участвует в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения».
- Режим чрезвычайного положения это «новелла» для граждан.
Палата юридических консультантов «ЗАКОН и Согласие» со своей стороны осуществляет праворазъяснительную работу для населения в рамках оказания комплексной социальной юридической помощи.
Ранее режим ЧП вводился на отдельных территориях страны (Арысь, Кордай, Нур-Султан) но никак не по всей стране, и ни во всех городах, областях, районах, селах и других населенных пунктах.
Зачастую гражданам и представителям юридических лиц неясны такие основания, так как сами они никаких ходатайств и письменных заявлений не подавали суду. И узнавали об этом «постфактум» когда звонили секретарям, консультантам судей или специалистам канцелярий.
Конечно, данный случай особенный, но нужно законное закрепление такой правовой нормы.
Неясны вопросы в отношении хранения вещей в специализированных организациях (ломбарды, сейфовые депозитарии банков, склады).
Поскольку в силу п.1 ст.779 ГК РК лицо, осуществляющее хранение в силу своей предпринимательской деятельности, освобождается от ответственности за несохранность вещи лишь в случаях, когда утрата, недостача или повреждение вещи вызваны непреодолимой силой либо свойствами самой вещи, либо умыслом или грубой неосторожностью поклажедателя.
Может ли данная организация ссылаться на истечение сроков договора хранения, даже несмотря на то что доступ был закрыт?
Множество товаров, ТМЦ осталось просто «под замком» уже 1,5 месяца.
Договора хранения некоторые истекли в марте. Оплата за продление не поступает, так как касса хранителя или банк закрыт.
Неурегулирован вопрос «вынужденного» ломбардного хранения.
Так в порядке п.1 ст.785 ГК РК по истечении этого срока невостребованная вещь может быть продана ломбардом в порядке, установленном пунктом 2 статьи 781 ГК РК.
Граждане жалуются на «ограничение их свободы» когда в городах Павлодар, Актау, Экибастуз сотрудники госорганов заваривали сварочным аппаратом железные входные двери в подъезд их многоквартирного дома. И передача продуктов, лекарств осуществлялась через единственное «окошко» в такой двери.
В Законе РК «О чрезвычайном положении» также не регламентировались права сотрудников правоохранительных органов на такие оперативные действия.
- Соотношение разных ограничительных мер.
На практике многим гражданам и даже юристам непонятны новые термины, применяемые в последнее время в риторике новостных лент. Такие опасения выражают ведущие юридические консультанты «В.Е.D – территория права» Достан Баймухаметов и Ермек Наухан.
А именно популярны такие «специальные обозначения» как:
— «карантин»,
— «карантинные меры»,
— «карантинный город»,
— «самоизоляция»,
— «социальная дистанция»,
— «системообразующие предприятия»,
— «удаленное обучение».
Также многие интересуются, чем ограничительные меры в режиме ЧП отличаются от комендантского часа.
Вместе с тем законодательство РК содержит лишь только понятие «карантина» и «комендантского часа».
Согласно подпункта 118) пункта 1 статьи 1 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» ограничительные мероприятия, в том числе карантин — меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим предпринимательской и (или) иной деятельности.
Далее в силу пункта 4 статьи 1 Закона РК «О чрезвычайном положении» комендантский час — время суток, в течение которого устанавливается запрет находиться на улицах и иных общественных местах либо вне жилища без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность.
Максимальный срок режима ЧП это 60 суток (статья 7 Закона).
В Казахстане же он составил 56 суток, с 16 марта по 10 мая 2020 года.
Следует отметить, что хотя Законом, и предусмотрено создание специального органа в виде комендатуры местности, он не создавался. А также не назначались коменданты местности. Де-факто эти функции практически осуществляли региональные санитарные врачи, издававшие постановления.
По мнению, Бакытжана Шингельбаева управляющего партнера Юридической конторы «Время Закона/TIME LAW», назрела необходимость внесения поправок в соответствующие правовые акты.
1) В Закон РК «О чрезвычайном положении».
Поскольку режим ЧП применялся, но использовались меры карантина и так называемой самоизоляции, которые не регламентированы законом.
2) В Гражданский кодекс РК.
Касательно толкования обстоятельств непреодолимой силы в статье 359.
Хотя постановлением Пленарного заседания Верховного Суда РК от 06 мая 2020 года №9 были утверждены «Разъяснения №1 по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения» и указывается, что ЧП обладает подобными признаками.
Но, например, законодатели соседней Российской Федерации считают по другому.
Общеизвестно, что по романо-германской системе права наше гражданское законодательство Казахстана схоже во многих аспектах.
Так в статье «Короновирус непреодолимой силы» (Коммерсантъ, 06.05.2020) отмечено, что в Совете Федерации предложили признать эпидемию форс-мажором (форс-мажор), что позволит тысячам юридических лиц избежать ответственности за неисполнение контрактных обязательств, заявил «Ъ» первый зампредседателя Совета Федерации Николай Федоров.
Глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин в начале апреля прокомментировал ТАСС, что с момента введения ограничений из-за коронавируса поток обращений за заключениями о подтверждении форс-мажорных обстоятельств вырос в семь раз.
Более 95% обращений бизнеса о получении заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по внутрироссийским контрактам отклоняются из-за несоответствия форс-мажору, отметил господин Катырин. Он считает, что поток обращений будет нарастать из-за продления выходных дней, что отражается на режиме работы предприятий в стране.
Как уточняется на сайте Московской ТПП, в соответствии с законом и со сложившейся судебной практикой, «к обстоятельствам непреодолимой силы не могут быть отнесены предпринимательские риски, в частности ухудшение экономического состояния предприятия, финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты».
В данном аспекте в своем выступлении 11.05.2020 года Президент страны Токаев К.К. подтвердил что «поэтому важно на нормативном уровне признать введение режима ЧП форс-мажорным обстоятельством для секторов экономики, наиболее пострадавших от введения режима ЧП» (Zakon.kz).
3) В Гражданско-процессуальный кодекс РК. Необходимо дополнение оснований для приостановления гражданского судопроизводства в порядке статьи 273.
4) В Закон РК «Об образовании».
По мнению Балжан Нурхановой директора юридической компании «ReaLITY» требуется узаконить статус «удаленного обучения» учащихся сельских школ отдаленных населенных пунктов.
Поскольку согласно подпункта 38) пункта 1 статьи 1 указанного Закона дистанционные образовательные технологии – это обучение, осуществляемое с применением информационно-коммуникационных технологий и телекомму-никационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагога.
То есть здесь закон не предусматривает физической письменной рассылки «на дом» школьникам домашних заданий, как это практиковалось в период ЧП.
Неясности в правомерности вызывает отмена выпускных экзаменов учащихся средних и других школ, колледжей и высших учебных заведений, замена итоговых оценок средним баллом по итогам проведенных занятий.
В своем выступлении 11.05.2020 года Президент Казахстана Токаев К.К. указал что «образование следует сделать гораздо более гибким, следует разработать протоколы и методики обучения детей и студентов в удаленном режиме, завершить реальную цифровизацию всех учебных заведений страны. Необходимо форсированно внедрять современные дистанционные технологии».
Шингельбаев Б.
Председатель Правления
Палаты юридических консультантов«ЗАКОН и Согласие»