Как работал Акимат во главе с Акимом столицы Алтаем Кульгиновым в период ЧП?

Пандемия короновируса для всего мира стала неожиданной, и для Казахстана и для столицы в том числе. Спрос с двух городов, как Нур-Султан и Алматы был особый. Столица есть столица, здесь органы государственной власти. Все на виду. Акимат столицы  работал в полную силу. Все что мог, то и делал.  Старался быстро решать возникающие проблемы и вопросы. А недовольства в социальных сетях было предостаточно. Что от зависело от акимата, что то нет. То что нет, то вело к решению общенациональных задач. Что не зависело – то не смог. Но по сравнению с Алматы было меньше коррупции, быстрее и эффективнее старались реагировать.

Аким Алтай Кульгинов даже выступил с предупреждением. Все-таки город компактный и в несколько раз меньше Алматы. В целом, Акимат столицы сработал слаженно и оперативно.

Молодой и достаточно опытный состав акимов районов тоже старался. Главное их отличие было в том, что через социальные сети информировали о своей работе, спрашивали у населения, где проблемы, вникали. И это было важным. Потому что два месяца население то и делало, что вынуждено было постоянно погружаться в интернет. И любая негативная информация воспринималось обществом болезненно, особенно, вопросы коррупции. Радовало то, что через сети можно было видеть кто из акимов и городских чиновников делает. Это стало реалиями сегодняшнего времени.

Кто то пытался через сети дискредитировать Акима Алтая Кульгинова. Где-то критика была объективной, было за что, за тот же снег, а где-то и нет. Но признать очевидное надо. Это первый Аким столицы – «работающий с сетями», самое главное признающий, когда он не прав и объясняющий обществу в чем тут дело. Вот это надо понять. Прежние, практически все Акимы, были не достаточно  открытыми и не объясняли многое.  А для современного поколения – это важно. Быть ближе к народу. Иногда недоброжелатели называли это пиаром.

А на самом деле – это общение, обратная связь с населением, обществом. Пусть будет на виду и «показывает» что делает. Это и отчет своего рода обществу.  Не так как один раз в году. А повседневно. Сами же этого хотим. Другие Акимы вон до сих пор закрыты. Так что в наше время, в век информации и социальных сетей, быть Акимом столицы крайне трудно. Он не покрывает тех, кто в чем то виноват. Главное, чтобы в деятельности структур акимата при проведении государственных закупок не было коррупции.  Так что здесь к деятельности Акима надо просто подойти объективно.

По блок постам – коррупции практически не наблюдалось, чем в той же Алматы. То, что вначале не хватало масок и антисептиков, врачей эпидемиологов, инфекционистов   – это по большому счету не вина акиматов. Это нашли отражение прежние подходы — все передавать частникам. И аптеки, стоматологии, поликлиники, больницы. Мол рынок все расставит. Но рынок не всегда все расставил. Это показал короновирос. Не гибкость. Нужно было быстрое вмешательство государства. Это в целом, оказалось проблемой многих государств мира, постсоветского пространства. Единственными, кто был практически готов в медицинской сфере – это Белоруссия, которая сохранила с советских времен ту систему здравоохранения, которая была готова к отражению любой инфекционной атаки, даже в военное время. Но с другой стороны Белоруссия стала подвергать свое население риску. Поэтому там сильный рост.

То, что заражение началось с крупных городов – это факт. Наши «заразившиеся» граждане в основном были из двух крупных мегаполисов — столицы и Алматы. Споры были по поводу того, принимать наших граждан из-за рубежа или финансировать их лечение там. Но по Конституции Казахстана – обязанность государства защищать их право на здоровье даже за рубежом. Лечить их там дорого. Поэтому и привозили сюда. Правда, оказалось их слишком много. Многие плакали, чтобы вернуться домой.

По изоляции людей в домах, не было такого как в Павлодаре, где замуровали дом и двери, где был обнаружен заболевший короновирусом.

По информированию населения, доступу к информации, конечно, были проблемы. Часть информации скрывалось, чтобы не пугать население. Скрывалась полная  информация о категориях граждан, социальных группах, о конкретных домах – кто заболел. В столице ведь много живет госслужащих, известных людей, государственных и общественных деятелей. Только вице-министр Камалжан Надыров честно признался. А остальные «как воду в рот набрали». Люди бы видели, что болеют все и были бы более осторожными.

Полиция тоже работало так как руководство МВД приказало. В столице случаев произвола мало наблюдалось. Впрочем и сама полиция не всегда знала как им действовать. А исходили из общих установок. Вот сейчас санитарно-эпидемиологическим службам и полиции надо усилить работу в той части, как несоблюдение санитарных предписаний. Вот где большой фронт работы – заставлять соблюдать, чтобы не было более широкого заражения. Это касается в первую очередь объектов предпринимательства.

Вот главная проблема, которая пугает общество и сейчас. Это дисциплина нас самих. Пандемия короновируса ведь показывает, что с этим мы будем жить долго. Теперь – твоя жизнь – только в твоих руках. Никакое государство и акиматы не помогут – если сам не будешь предохраняться. Надо понять, что все санитарные предписания надо выполнять. Почему мыть руки? Минздрав не смог донести простую мысль. Что вирус «жирный, липкий» и отмывается только с мылом и водой. Вот почему надо мыть руки. Почему маски? Да вирус он может пройти через все. Но люди то заболевают от дозы вируса. Если он сразу на улице, в помещении «схватил» приличную дозу короновируса – то итог определен. Иммунитет не выдерживает и ты на грани либо жизни либо смерти.

Тут другое, наш сосед Россия ведь «полыхает». Там более 300 тысяч человек зараженных. Каждый день по 10 тысяч. А у нас тесные связи с Россией. Так, что нам рано еще пока радоваться.

Я сторонник жесткого государственного регулирования и контроля в сфере медицины. Поддерживаю строительство государством 16 специальных больниц. Хватит уповать на то, что люди должны делать то то и то.  Платить самим. В Европе стрессов и бедных людей таких нет — как у нас. Простому человеку ведь что нужно – жизнь и здоровье. Вот и все. Все остальное уже потом. И государство раз по Конституции социальное — должно многое брать на себя, а не перелагать на частника, чтобы там нам последнее выкладывать.

Марат Башимов