«Слышащее государство» – это открытое и прозрачное государство.
Закрытость государственной власти создает психологическую основу для роста напряженности в обществе, а транспарентность государственной власти демонстрирует желание власти включить активную часть общества в конструктивный диалог о настоящем и будущем страны, а общество в свою очередь может позитивно откликнуться на это желание власти.
Власть должна обладать свойством информационной открытости, позволять людям получать доступ к информации о том, что власть намерена предпринять для решения того или иного вопроса, каждый человек должен иметь возможность знать, какие процессы происходят внутри государственного аппарата. От степени открытости власти зависит доверие к ее деятельности. Рискогенность власти возрастает с уменьшением информационной открытости. Уменьшается доверие, увеличивается страх неизвестности, и, как следствие, стремление ей противостоять. Сегодня власть стремится к наибольшей открытости.
В своем первом Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Глава государства Касым-Жомарт Токаев всеобщей задачей определил – воплощение в жизнь концепции «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан.
Президент отметил, что только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики. Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являются главными приоритетами в деятельности государственных органов. Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан.
С этой целью, созданы правовые и институциональные условия для обеспечения участия граждан в общественно-политической жизни страны, взаимодействия государства и институтов гражданского общества. На всех уровнях государственного управления действуют общественные советы. Совершенствуются механизмы государственного финансирования социальных проектов, проводимых совместно с неправительственными организациями. Развиваются инструменты местного самоуправления.
Президент актуализировал работу Национального совета общественного доверия — связующего моста между властью и обществом, оперативно реагирующего на запросы граждан. Призвал чиновников поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекая его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач.
В целях усиления подотчетности, открытости и прозрачности государственных институтов проводятся экспертные обсуждения и широкие общественные консультации. Внедряется новая система аудита и оценки эффективности деятельности, а также институтов вовлечения граждан. Полностью модернизирована система оказания государственных услуг населению c созданием Государственной корпорации «Правительство для граждан».
Все структуры государственного аппарата, правоохранительных органов стали открытыми, более восприимчивыми и стали позитивно разговаривать с народом по проблемных вопросам, а значит, ищут и стараются находить пути конструктивного решения.
На интернет — порталах органов государственной власти содержится актуальная информация об их деятельности, создаются условия для осуществления обратной связи с обществом, что, в первую очередь, необходимо для реализации принципа транспарентности государственной власти.
На интернет-сайтах судов содержится информация о судебной власти, о процессе назначения на должность судей, прекращения их полномочий, судебных разбирательствах и их результатах, судебной статистики. Таким образом, при помощи этих сведений можно сделать выводы о существующей судебной практике. Данные меры способствуют повышению доверия населения к судебной власти.
Вместе с тем население все еще слабо вовлечены в деятельность государства.
Проблемные моменты в функционировании государственного аппарата во многом обус¬ловлены именно отсутствием обратной связи между гражданами и чиновниками на местах.
Если власти нужно научиться слышать, то обществу нужно научиться говорить: спокойно, аргументированно, необходимо различать конструктивную критику и критиканство, политические требования и по-пулизм. «Популизм – это политика посредственнос¬тей», – заявил Касым-Жомарт Токаев, выступая на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Средство от популизма есть – это объективный взгляд на окружаю¬щую дейст-вительность.
Проблемой является низкий уровень инициативности населения (согласно опросам населения, лишь 10% населения полагается только на себя). По данным социологических опросов, 30% населения готово активно участвовать в развитии страны, при этом среди молодежи данный уровень составляет порядка 60%.
Очевидно, что отсутствие у большинства граждан возможностей реализовать свое гарантированное государством, закрепленное в Конституции и законах Республики Казахстан право каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом, необходимую им в повседневной жизни, существенно сдерживает их общественную активность и позволяет недобросовестным деятелям создавать антиобщественные настроения.
Поэтому, сайты государственных органов должны соответствовать Закону Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 401-V ЗРК «О доступе к информации», обладатели информации обязаны размещать на интернет-ресурсах информацию, предусмотренную статьей 16 части 3 Закона.
В данном вопросе важное значение имеет отношение самого руководителя организации, его заинтересованность во введении инноваций, подбор кадров для формирования и размещения такой информации в сети – интернет, и другое.
Необходимо учитывать, что диалог предоставляет возможности для его участников слушать и быть услышанными; говорить с другими и при этом разговаривать уважительно; развивать или углублять взаимопонимание; узнавать о других мнениях, говорить о собственной точке зрения; строить отношения в позитивном плане. Диалог создает пространство и способ для изучения и исследования сущности вопроса на основе анализа коллективных и индивидуальных идей, убеждений и чувств. В диалоге не идет речи об изменении убеждения людей или их поведения, а о информировании и обучении.
Охватившие весь мир процессы глобализации не могли не затронуть власть в целом и государственную власть в частности. Сильной и эффективной государственная власть может признаваться лишь тогда, когда она пользуется доверием у общественности.
В шестом слове назидания великий Абай писал: «Единство должно быть в умах».
Согласие и единство, мудрость и взаимопонимание способствуют нашему движению вперед.
В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Лидер Нации Н.А. Назарбаев обозначил, что без уверенности в будущем нельзя построить полноценное государство. Жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Это и есть главная задача государства. Граждане доверяют государству только тогда, когда есть перспектива, есть возможности для развития личного и профессионального роста. Государство и народ должны это осознавать и работать вместе.
От общества власть ожидает общественно-политической активности при строгом соблюдении закона и готовности к компромиссам с властью для решения проблем эффективности решений власти. Власть создает специальные инструменты, при помощи которых миллионы граждан могут учувствовать в жизни государства.
А. Маженова
Судья Чингирлауского
районного суда ЗКО