В соответствии статьи 6 Кодекса об административных правонарушениях (Далее КоАП), Законодательство об административных правонарушениях имеет задачей охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления, охраняемых законом прав и интересов организаций от административных правонарушений, а также предупреждение их совершения.
Глава 10 КРКоАП относится к Административным правонарушениям, посягающим на права личности, и содержит 27 статей направленные на Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, Умышленное причинение легкого вреда здоровью, Побои, Воспрепятствование получению гражданства Республики Казахстан, Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о языках, Ограничение права свободного передвижения и выбора места жительства, Воспрепятствование законной деятельности общественных объединений, благотворительных организаций, Отказ в предоставлении физическому лицу информации, Несоблюдение порядка, стандартов и некачественное оказание медицинской помощи, Нарушение медицинским работником правил выдачи листа или справки о временной нетрудоспособности, Нарушение медицинским работником правил реализации лекарственных средств и требований по выписыванию рецептов, установленных законодательством Республики Казахстан, Нарушение законодательства Республики Казахстан о минимальных социальных стандартах и их гарантиях, Нарушение законодательства Республики Казахстан о социальной защите инвалидов, Нарушение законодательства Республики Казахстан о специальных социальных услугах, Разглашение участниками медиации сведений, ставших известными в ходе проведения медиации, нарушения в области трудовых отношений, Нарушение законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, а также неисполнение обязанностей по выплате государственных пособий, Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании, Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании, Нарушение законодательства Республики Казахстан о занятости населения, Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственной службе, Обращение во вред физическому или юридическому лицу поданной им жалобы.
Из них в соответствии статьи 684 КоАП, Судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 73 Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, 73-1 Умышленное причинение легкого вреда здоровью, 73-2 Побои, 74 Воспрепятствование получению гражданства Республики Казахстан, 75 Отказ должностного лица в принятии документов, обращений физических и юридических лиц, а также нерассмотрение их по существу, мотивированные незнанием языка, 76 Ограничение права свободного передвижения и выбора места жительства, 77 Воспрепятствование законной деятельности общественных объединений, благотворительных организаций, 78 Отказ в предоставлении физическому лицу информации, 79 Незаконные сбор и (или) обработка персональных данных, если эти деяния не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, 80 (частью четвертой) Несоблюдение порядка, стандартов оказания медицинской помощи, не выполнение или ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним, если это повлекло причинение легкого вреда здоровью, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, 81 (частью второй) Нарушение медицинским работником правил выдачи листа или справки о временной нетрудоспособности, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, 82 (частью второй) Нарушение медицинским работником правил реализации лекарственных средств и требований по выписыванию рецептов, установленных законодательством Республики Казахстан, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, 82-1 Нарушение законодательства Республики Казахстан о минимальных социальных стандартах и их гарантиях, 85 Разглашение участниками медиации сведений, ставших известными в ходе проведения медиации, 86 Допуск работодателем к работе лица без заключения трудового договора, совершенное в отношении несовершеннолетних повторно в течение года после наложения административного взыскания, 99 Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственной службе, 100 Обращение во вред физическому или юридическому лицу поданной им жалобы, остальные же подведомственны рассмотрению государственным органам.
«Мы увлеклись гуманизацией законодательства, при этом упустив из виду основополагающие права граждан. Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин, и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей» — из Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана.
Во исполнение указанного Послания Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана, разработан Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 292-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности».
Указанные изменения Закона в действий с 15 января 2020 года и, в первую очередь, направлены на исключение отдельных категорий административных правонарушений, в виду имеющейся возможности рассмотрения регулируемых ими отношений в дисциплинарном, либо гражданско-правовом порядке.
Кроме того, данные нововведения способствуют снижению суммы штрафа за совершение административного правонарушения, в сравнении с нормой закона, действовавшей до внесения изменений и дополнений в закон, а также передаче из подведомственности судов в государственные органы ряда административных правонарушений, из которых полностью передано 63 состава, на альтернативной основе – 37, по которым санкции налагаются исключительно в судебном порядке.
В связи с чем, в главе 10 адм правонарушения, посягающие на права личности, а именно 2 состава правонарушений, рассматриваемых судами, были переданы на рассмотрение в уполномоченные органы, а именно статья 75 Отказ должностного лица в принятии документов, обращений физических и юридических лиц, а также нерассмотрение их по существу, мотивированные незнанием языка, 86 Допуск работодателем к работе лица без заключения трудового договора, совершенное в отношении несовершеннолетних повторно в течение года после наложения административного взыскания.
Наибольший процент рассматриваемых судами дел составляют правонарушения в области насилия, и особый интерес вызывают поправки, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан (далее – КоАП) по указанным правонарушениям.
Согласно статистическим данным Союза Кризисных Центров Республики Казахстан, каждая третья женщина в мире страдает от бытового насилия.
В соответствии с нормами Закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности” административная ответственность за причинение легкого вреда здоровью и нанесение побоев в отношении супругов, сожителей или родственников смягчена. Штраф, который был предусмотрен ранее, заменен на меру административного воздействия в виде «предупреждения», либо «арест», сроком до 15 суток, поскольку штрафы выплачивались из семейного бюджета, и от этого страдали жена и дети, следствием чего стороны приходили к примирению, и правонарушители уходили от ответственности. Однако, предупреждение — это лишь альтернативный вид наказания. Если второй раз, то предупреждения уже не будет. В этом случае суд применяет арест до 20 суток. Все зависит от обстоятельств конкретного дела.
В частности внесены изменения в пункт 1 статьи 73 КоАП: санкция статьи, предусматривающей ответственность за совершение противоправных действий в сфере семейно-бытовых отношений, в новой редакции влечет предупреждение, либо наложение административного взыскания в виде ареста сроком до пяти суток.
За умышленное причинение легкого вреда здоровью, в случае, когда речь о идет о семейно-бытовых отношениях, грозит предупреждение или административный арест на срок до 15 суток.
За нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью — предупреждение или административный арест на срок до 10 суток.
Целью внесенных изменений является профилактика правонарушений и защита пострадавших, где предупреждение – это лишь альтернативный вид наказания.
Все зависит от обстоятельств конкретного дела.
Лица, впервые совершившие противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений (статья 73 КоАП) и умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 73-1 КоАП) или побои (статья 73-2 КоАП) могут быть освобождены от ответственности только судом, при условии примирения с потерпевшим, заявителем и в случае возмещения причиненного вреда в полном объеме.
К практическим мерам по реализации функции судебной защиты прав граждан полагаю отнесение к функции суда возможности применения судебной медиации. Данное предложение вызвано существующей практикой.
Зачастую правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений случаются в неблагоприятных семьях с низким уровнем достатка, дохода, соответственно данные лица не могут воспользоваться правом на примирение в рамках института медиации на платной основе, хотя фактически примирились между собой, и потерпевшая сторона при рассмотрении дела в суде уже не требует наказания виновного лица, при этом дела данной категории возбуждаются только по заявлению потерпевшей(потерпевшего).
Судом также могут быть установлены особые требования к поведению правонарушителя, сроком от трех месяцев до одного года. Они включают в себя ряд запретов для субъекта правонарушения: запрет на вступление в контакт с жертвой бытового насилия, на употребление алкогольных напитков, ношения оружия, даже при условии наличия разрешение на его хранение и подтверждении легальности орижия, оно изымается на период действия особых требований, установленных судом, при неисполнении которого влечет ответственность по нововведенной ст.669-2 КоАП, признаками которого является нарушение установленных судом особых требований к поведению правонарушителя, что влечет ответственность в виде штрафа в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до семи суток.
Кроме того, внесенные поправки предусматривают поэтапное разграничение полномочий между судом и внесудебными инстанциями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, санкции которых предусматривают лишение разрешения, приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов, уточнение составов административных правонарушений, предусматривающих ответственность за нарушение общих нормативных правовых правил, поэтапный перевод производства по делам об административных правонарушениях в электронный формат, устранение правовых пробелов и коллизий, выявленных в правоприменительной практике КоАП.
Следовательно, внесенные изменения и дополнения призваны сократить нагрузку в административных судах и обеспечить правовое воздействие на сознание граждан, допустивших административное правонарушение, в целях в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
М.С. Кадырбаев
Председатель Чингирлауского
районного суда ЗКО