Эффективная реализация Стратегии «Казахстан-2050», Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, Пяти институциональных реформ, Плана нации «100 конкретных шагов», Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы и иных стратегических и программных документов требует изучения и адаптации передового международного опыта, постоянного взаимодействия с зарубежными партнерами.
Масштабы распространения коррупции в мире и усиление внимания международного сообщества к этому негативному явлению превратили коррупцию в глобальную проблему современности.
Благодаря активной позиции ряда международных организаций и в первую очередь ОЭСР, коррупция стала восприниматься не только как проблема коррумпированных стран, но и как проблема тех государств и иностранных компаний, которые их коррумпируют.
Как экономическая организация развитых государств, представляющих 70% экспорта и 90% прямых иностранных инвестиций во всём мире, ОЭСР уделяет внимание той коррупции, которая непосредственно относится к экономике, то есть имеет лишь ограниченные амбиции в рассматриваемой сфере, касающиеся создания ровного «игрового поля» коммерции.
В целом антикоррупционные инструменты ОЭСР можно разделить на несколько направлений:
- антикоррупционные инструменты, связанные с международной (в том числе внешнеэкономической) деятельностью, а также деятельностью транснациональных компаний;
- антикоррупционные инструменты в сфере государственной службы;
- антикоррупционные инструменты, адресованные бизнесу.
В рамках данной статьи анализу подвергнуты антикоррупционные инструменты, связанные с международной деятельностью.
Рабочая группа ОЭСР по борьбе со взяточничеством в международных деловых операциях (WGB) была создана в 1994 г. Участниками рабочей группы являются страны-члены ОЭСР. Статус ассоциированных членов имеют государства — не члены ОЭСР, присоединившиеся к конвенции: Аргентина, Бразилия, Болгария, Колумбия, Латвия, Россия и Южная Африка. Участником является государство Перу.
Основное достижение рабочей группы ОЭСР связано с принятием Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок принятая в Стамбуле 21 ноября 1997 года (далее – Конвенция ОЭСР). Участниками Конвенции ОЭСР являются 34 государства — члена ОЭСР, а также семь государств, не являющихся членами организации: Аргентина, Бразилия, Болгария, Колумбия, Латвия, Россия и Южная Африка.
В Конвенции ОЭСР рассматривается явление, которое называется «активной коррупцией» или «активным подкупом» в терминологии национальных законодательств и означает преступление, совершаемое должностным лицом, которое получает взятку. Данная Конвенция не затрагивает вопросы коррупции частных лиц и ограничивается деятельностью борьбой против активной коррупции должностных лиц иностранных государств.
Целью Конвенции ОЭСР является установление «функционального эквивалента». Конвенция не претендует на значительную унификацию: перед государствами-участниками – право самостоятельного выбора мер для введения правовых санкций, налагаемых за дачу взяток иностранным государственным должностным лицам, а результаты должны быть сравнимыми.
Конвенция предусматривает определение подкупа иностранных должностных лиц (умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой сделки), необходимость установления ответственности и санкций за совершение соответствующих правонарушений.
Конвенция отмечает необходимость установления юрисдикции для рассмотрения дел, связанных с подкупом иностранных должностных лиц, порядка правоприменения Конвенции, расследования и судебного преследования в отошении дел, связанных с подкупом, определения срока исковой давности.
Настоящая Конвенция должна учитываться для целей соблюдения законодательства о противодействии отмы- ванию денежных средств, полученных преступным путем. Конвенция предусматривает задачи по улучшению ведения бухгалтерского учета и других учетных документов, раскрытия сведений в финансовых отчетах, а также стандартах учета и аудита.
В качестве одной из ключевых задач Конвенция отмечает осуществление международного сотрудничества по таким вопросам, как взаимная правовая помощь и экстрадиция.
Конвенция содержит комментарии, которые служат разъ- яснением к основному тексту документа. В частности, в ком- ментариях детализируется понятие подкупа иностранного должностного лица, уточняются положения других статей Конвенции, определяются полномочия рабочей группы.
Основными обязательствами, взятыми странами в рамках данной Конвенции, являются: - признание дел о подкупе иностранных должностных лиц уголовными преступлениями, легальное определе- ние «подкупа иностранного должностного лица»;
- установление ответственности юридических лиц за под- куп иностранного должностного лица, в том числе вве- дение режима административной ответственности для юридических лиц и уголовной ответственности для фи- зических лиц за подкуп иностранного должностного лица, аналогичной ответственности, действующей при подкупе должностного лица в соответствующей стране-участнице Конвенции;
- установление национальной юрисдикции по делам о подкупе иностранного должностного лица, если такое преступление полностью или частично совершено на территории страны-участницы Конвенции;
- исключение учета национальных экономических интересов при расследовании дел о подкупе иностранных должностных лиц;
- применение национального законодательства об отмывании средств, добытых преступным путем, в отношении средств, задействованных при подкупе иностранных должностных лиц;
- обеспечение ведения бухгалтерского учета и отчетности и исключение возможности искажения учета и отчетности в соответствии с законодательством страны-участницы Конвенции;
- предоставление взаимной помощи странами-участницами Конвенции по расследованию дел о подкупе иностранных должностных лиц, в том числе запрет отказов в предоставлении информации о таких делах в связи с наличием банковской тайны;
- включение дел о подкупе иностранных должностных лиц в состав оснований для экстрадиции;
- проведение систематического мониторинга реализации Конвенции.
В развитие Конвенции был принят ряд связанных инструментов.
- Антикоррупционная рекомендация — Рекомендация Совета ОЭСР по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц в международных сделках 2009 года. Была принята по прошествии десяти лет с момента вступления в силу Конвенции. В качестве приложения рекомендация включает в себя Руководство по лучшей практике внутреннего контроля, этики и правил поведения.
Рекомендация предусматривает необходимость совершенствования законодательства в целях противодействия коррупции в международных сделках в таких сферах, как уголовное законодательство; налоговое законодательство; бухгалтерский учет, внешний аудит и внутренний контроль, финансовое и банковское законодательство; государственные субсидии, лицензии, контракты на правительственные закупки и другие преимущества; гражданское, коммерческое и административное законодательство, международное сотрудничество.
Рекомендация отмечает важность внедрения практики непризнания преступлением оплаты официальным лицам услуг за ускорение административных процедур. Подчеркивается необходимость создания безопасных условий для информаторов, владеющих данными о фактах взяточничества — свершенных или планируемых.
Подчеркивается необходимость совершенствования сотрудничества посредством заключения международных соглашений между странами в области обмена информацией и доказательств взяточничества, оказания помощи в международных расследованиях по делам о взяточничестве, судебных преследованиях, осуществления конфискации. - Рекомендация ОЭСР по налоговым мерам в целях дальнейшей борьбы со взяточничеством C(2009) 64, предусматривающая необходимость установления странами-членами ОЭСР и другими участниками Конвенции запрета вычитаемости взяток должностным лицам иностранных государств из суммы налогооблагаемого дохода. Странам-членам Конвенции предлагается рассмотреть вопрос о возможности включения вопроса об обмене информации, в том числе в отношении под- купа иностранных должностных лиц, между компетентными органами (налоговыми, правоохранительными, судебными и т.д.) в двусторонние налоговые соглашения, принятые на основании Модельной налоговой конвенции ОЭСР.
- Рекомендация ОЭСР по борьбе со взяточничеством в отношении официально поддерживаемых экспортных кредитов C(2006)163.
Обязательствами стран-участниц Конвенции в соответствии с данной рекомендацией являются:
- представление информации экспортерам и заявителям о последствиях дачи взяток в целях предотвращения дачи взяток в рамках экспортного кредитования при финансовой поддержке государства;
- проведение проверки наличия экспортеров и в ряде случаев заявителей в общедоступных запрещенных таких финансовых институтов совместного развития, как институты Группы Всемирного Банка, АБР, АзБР, ЕБРР и МАБР;
- предъявление требований к экспортерам и в ряде случаев к заявителям о раскрытии информации о наличии судебных разбирательств в отношении экспортера (заявителя) в национальном суде или о проведении в отношении экспортеров (заявителей) судебных или административных процедур в течение последних пяти лет за нарушение законов против взяточничества иностранных государственных должностных лиц;
- предъявление требований к экспортерам и в ряде случаев к заявителям о раскрытии информации о лицах, действующих от их имени в рамках сделки, в соответствии с которой представляется поддержка экспорта с государственным участием, о суммах и целях комиссионных вознаграждений, им выплачиваемых;
- приостановление и отказ в предоставлении официально поддерживаемого экспортного кредита в случае подтверждения факта взятки.
В развитие Конвенции в ОЭСР были приняты Руководящие принципы для многонациональных предприятий.
Руководящие принципы являются составной частью Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям Руководящие принципы для многонациональных предприятий — рекомендации по вопросам ответственного делового поведения, адресованные правительствам для многонациональных предприятий.
Основные требования ответственного делового поведения включают: - запрет на предложение, обещание или предоставление ненадлежащих материальных или иных выгод граждан- ским служащим, сотрудникам или бизнес-партнерам; требование, прием или согласие с предоставлением та- ких выгод; использование посредников, представителей, консультантов и иных лиц для получения либо предоставления таких выгод;
- разработка и внедрение адекватных систем внутреннего контроля, этики и программ соблюдения этических требований для выявления и предотвращения взяточничества с учетом коррупционных рисков;
- запрет в рамках систем внутреннего контроля и корпоративных этических требований на малые выплаты по содействию в решении проблем;
- обеспечение контроля за наймом и надзора за деятельностью агентов и их вознаграждением, в том числе в части агентов, взаимодействующих с государственными предприятиями; предоставление такой информации на основе законных требований властей соответствующей страны;
- повышение прозрачности деятельности, направленной на борьбу со взяточничеством, вымогательством взяток;
- обеспечение информированности сотрудников о политике компании и мерах внутреннего контроля, этических требованиях и иных мерах по борьбе со взяточничеством, вымогательством взяток;
- исключение нелегальных перечислений в предвыборные фонды кандидатов или политических партий или в пользу иных политических организаций.
Соблюдение Руководящих принципов для многонациональных предприятий поддерживается уникальным механизмом реализации — через свою сеть национальных контактных центров (НКЦ). Государства берут на себя ответственность за содействие руководству и оказание помощи в разрешении проблем, возникающих в конкретных случаях процедур. Области регулирования: права человека, занятость и трудовые отношения, охрана окружающей среды, раскрытие информации, борьба со взяточничеством, интересы потребителей, наука и техника, конкуренция, налогообложения. Деятельность НКЦ, созданных в соответствии с положениями декларации, должна осуществляться на принципах прозрачности, доступности, транспарентности и отчетности. Основными задачами НКЦ являются распространение информации, обработка запросов и обсуждение с заинтересованными сторонами во- просов, относящихся к Руководящим принципам.
В 2016 г. была принята Рекомендация Совета ОЭСР для участников сотрудничества в области развития по управлению рисками, связанными с коррупцией, направленная на поддержку широкого круга мер, которые могут предпринять агентства международного развития для минимизации коррупции, в том числе для предотвращения подкупа иностранных должностных лиц.
В рамках системы борьбы с коррупцией на уровне организаций-доноров предусматривается реализация мер: - по разработке и внедрению этических кодексов;
- предоставлению поддержки и консультационных услуг по вопросам этики и антикоррупции;
- обучению и расширению знаний по вопросам борьбы с коррупцией;
- проведению качественного аудита и внутренних рассле- дований для обеспечения надлежащего использования ресурсов и предотвращению, выявлению и возмещению коррупционных рисков;
- проведению активных систематических оценок и управлению коррупционными рисками на постоянной основе и на многих уровнях принятия решений;
- предупреждению и выявлению коррупции в рамках реализации контрактов, направленных на оказание помощи развитию;
- созданию механизма отчетности и поддержки доносительства о случаях коррупции;
- введению санкционных режимов при предоставлении неверной информации заявителями на получение гран- тов, а также при выявлении случаев коррупции;
- координации мер реагирования на коррупцию с целью повышения результативности антикоррупционных усилий;
- учету рисков, связанных с условием реализации проектов;
- информированию и развитию ответственного поведения бизнеса в отношении других участников отношений, как частных, так и государственных, действующих в развивающихся странах.
Важность описанной правовой инициативы ОЭСР, направленной на борьбу с коррупцией, определяется тремя моментами[46]. Во-первых, она сокращает приток коррупционных платежей в страны как Севера, так и Юга. Это напрямую способствует созданию благоприятной атмосферы для осуществления надлежащего государственного управления и соблюдения справедливых условий торговли. Во-вторых, она сыграла роль своего рода катализатора, стимулировавшего деятельность международных правительственных организаций, частного сектора и гражданского общества в целом. В-третьих, она могла бы служить прецедентом для разработки норм управления в глобальных масштабах.
Тем не менее, рассмотренная Конвенция ОЭСР является предпосылкой для восстановления атмосферы здоровой конкуренции в коммерческой среде. Благодаря этому договору, помимо решения проблемы справедливых условий торговли, каждый, кто ведет бизнес за границей, получит выгоду от существенного сокращения крупных незаконных платежей, перечисляемых в ту или иную страну. Граждане таких государств, а также инвесторы выиграют от претворения в жизнь принципа «главенства закона», а также от лучших экономических и социальных условий и, в конечном счете, от демократии.
Турекулов А.