Судейское сообщество в эти дни находится в ожидании новых горизонтов к развитию. Меньше месяца остается до проведения очередного съезда судей страны. Это по счету 8 съезд, который проходит каждые четыре года.
Съезд имеет особое место в жизни судейского сообщества. В ходе работы съезда будут подняты актуальные вопросы, волнующие каждого судью, в том числе карьерного продвижения, социального обеспечения, усиления независимости. Будут затронуты аспекты дальнейшего развития судебной системы и системы правосудия. Руководством страны будет дана определенная оценка работы судей за последние 4 года.
Следуя назиданию великого Абая, накануне съезда очень важно дать честную оценку своей работе, подвести некий итог. Смогли ли мы выполнить задачи, которые были поставлены предыдущим постановлением съезда, или нет?!
Предлагаю сделать небольшой обзор и попытаться ответить на данный вопрос.
Постановлением 7 съезда судей Республики Казахстан от 21 ноября 2016 года перед судейским сообществом поставлены следующие главные задачи:
- изучить и выработать необходимые меры по снижению судебной нагрузки с использованием современных подходов, в том числе с совершенствованием судебных и внесудебных процедур разрешения споров;
- реализовать мероприятия по дальнейшему расширению использования информационных технологий в сфере судопроизводства;
- обеспечить законодательными мерами дальнейшее расширение судебного контроля в уголовном судопроизводстве;
- в целях совершенствования системы судебной защиты в сфере публично-правовых отношений завершить разработку нового Административного процессуального кодекса и реализовать меры по реформированию административного судопроизводства;
- обеспечить эффективное взаимодействие с институтами гражданского общества, масс-медиа, адвокатским сообществом;
- обеспечить неукоснительное соблюдение судьями Кодекса судейской этики, повысить ответственность судей за допущенные нарушения.
Итак, первая задача — изучить и выработать необходимые меры по снижению судебной нагрузки с использованием современных подходов, в том числе с совершенствованием судебных и внесудебных процедур разрешения споров.
Постоянно растущая судебная нагрузка стала главной проблемой сообщества. Данные показывают, что с 2010 года по 2018 год, ежегодное количество рассмотренных судьями дел и материалов увеличилось с 1 млн., до 4,5 млн., то есть в 4,5 раза.
Причинами роста материалов стали действия госорганов, которые вынуждают людей подавать на них иски и жалобы, злоупотребление сторон правом обращаться в суды, в том числе с учетом невысоких госпошлин, неэффективная работа институтов примирения.
Руководством Верховного суда и судами на местах проведена титаническая работа, которая позволила переломить негативную динамику.
В последние годы приняты, как законодательные, так и организационные меры, позволяющие гражданам не бежать в суды за защитой. Во всех регионах страны при содействии судов заработали центры внесудебного примирения, широко начали применять исполнительную надпись нотариусов, в самих судах часть судей выступает в качестве судей медиаторов, внесены соответствующие поправки в процессуальное законодательство, которое предоставляет достаточное время сторонам для примирения.
Сейчас судья медиатор не ограничивается одним разъяснением права сторон на завершение спора миром, как ранее, а обсуждает с ними условия будущего соглашения, консультирует их по нормам действующего законодательства, то есть, всячески помогает сторонам найти точку компромисса.
Итоги этой работы начали давать результаты в 2019 году, это был переломный год. Постоянный рост поступающих дел и материалов удалось не только остановить, но и снизить с 4,5 млн., до 3,3 млн.
Количество завершенных споров путем примирения сторон увеличилось почти в 5 раз по сравнению с 2015 годом, с 10 тыс. до 49 тыс.
Большая работа была проведена по уголовным делам. Необходимо особо отметить профилактический эффект оправдательных приговоров. Если в 2016 году было оправдано 62 лица, то в 2019 году оправдано 318 лиц, в том числе 189 лица по тяжким и 21 по особо тяжким категориям дел. Применено простое правило – если не достаточно доказательств виновности лица, или они получены с нарушением, то суд выносит оправдательный приговор.
В итоге, количество поступивших гражданских дел снизилось по сравнению с 2017 годом с 943 тысяч (наибольшее количество) до 700 тысяч. А количество уголовных дел снизилось с 56 тысяч (наибольшее количество) до 38 тысяч.
Цифры говорят сами за себя, думаю, что данная задача была выполнена судейским сообществом!
Вторая задача — реализовать мероприятия по дальнейшему расширению использования информационных технологий в сфере судопроизводства.
Информационная система «Төрелік» является уникальным продуктом судебного сообщества Казахстана. На постсоветском пространстве таких аналогов нет. Даже судьи Российской Федерации, которые приезжают к нам, ознакомившись, восхищаются нашей системой.
Шаги к информатизации судопроизводства судейское сообщество начало предпринимать давно. Еще в 2009 году Актюбинским областным судом введена платформа под названием «Электронное наблюдательное производство», в залах судебных заседаний впервые начали повсеместно устанавливать камеры для записи судебного заседания. Эти шаги подтолкнули процесс информатизации в судах.
Сегодня, для юристов Казахстана стало обыденным делом сидя дома через систему «Төрелік» подать иск или жалобу в любой суд страны, даже самый отдаленный от областного центра. Если нужна доверенность, ее там же можно оформить, не обращаясь к нотариусу, необходимые ходатайства, заявления также подаются через эту систему.
В 2020 году пандемия короновируса заставила все судебные процессы перевести в онлайн режим. Этот экзамен судебная система прошла с достоинством. Могу смело об этом заявить, приводя один небольшой пример. В марте 2020 года, когда возникла необходимость такого перехода, в следственном изоляторе столицы находилось свыше 600 следственно-арестованных лиц. Так вот, ни один из этих граждан необоснованно не находился там ни одного дня, все материалы по продлению их мер пресечения, судебные процессы по разбирательству уголовных дел были проведены своевременно.
Судебные процессы в считанные дни перевели в онлайн формат. Сейчас суды активно используют системы видеоконференцсвязи, общепризнанные программы truekonf, ZOOM, WhatsApp, Skype.
Теперь гражданам для защиты своего права нет необходимости даже приходить в суд по его адресу. Нужный им суд находится в их руках — в телефоне, в компьютере или ином гаджете. Участники судебных заседаний могут находиться далеко за пределами страны. Лично провел судебное заседание, где один из участников находился на отдыхе в Турции.
Существует также база судебных актов, которая доступна для любого гражданина. Каждый может найти судебные решения по спорам или приговоры по уголовным делам, чтобы лучше подготовиться к судебным заседаниям, понять судебную практику, реально оценить свои шансы и перспективы.
Очевидно, что с этой задачей судебная система также справилась.
Третья задача — обеспечить законодательными мерами дальнейшее расширение судебного контроля в уголовном судопроизводстве.
2018 год можно назвать очередным этапом поступательного развития правосудия в стране. В этом году на всей территории Республики были созданы специализированные следственные суды. Задачей этих судов является защита прав и законных интересов граждан в уголовном процессе.
В настоящее время, следственный суд является единственной площадкой, где сторона защиты реализует свое право на состязательность в ходе досудебного расследования уголовного дела.
Следственные органы, прокуратура работают по методу — подал письменную жалобу, через определенное время получил на нее письменный ответ. В следственном суде участники получают возможность лично участвовать в судебных заседаниях, выступать и высказывать свои требования в адрес следственного органа и прокуратуры, изменять и дополнять свои требования с учетом новых обстоятельств. Все это происходит в очень короткий срок, максимум 10 суток, со дня подачи жалобы.
С созданием следственных судов, жалобы граждан стали рассматриваться более качественно, о чем говорят статданные. Если 2017 году по стране удовлетворялось только 24% из всех рассмотренных жалоб, то в 2018 году их стало 32%, а в 2019 году 42%. Иными словами, почти каждая вторая жалоба граждан следственными судьями была удовлетворена.
Частыми стали отказы в применении содержания под стражей в отношении подозреваемых. Доля их отказов возросла более чем в 2 раза, с 5 до 12% по сравнению с 2015 годом, когда институт следственного судьи только начал работать.
Формирование единой практики по применению содержания под стражей привело к общему снижению применения этой меры пресечения органами уголовного преследования.
К примеру, в г. Нур-Султан за 8 месяцев 2019 года органы уголовного преследования применили данную меру пресечения в отношении 942 граждан, в текущем году их количество уменьшилось до 713 лиц. То есть, чем больше отказывается в аресте граждан, тем меньше его применяют следственные органы.
Увеличение доли отказов в ходатайствах органов уголовного преследования, которыми ограничиваются права граждан, прослеживается также по инициативам проведения обысков, выемок, арестов на имущество и т.д.
Создание следственных судов позволило усилить независимость следственных судей, укрепило их место среди участников уголовного процесса, позволило эффективней защищать права и законные интересы граждан, вовлеченных в уголовный процесс.
Следующая задача — в целях совершенствования системы судебной защиты в сфере публично-правовых отношений завершить разработку нового Административного процессуального кодекса и реализовать меры по реформированию административного судопроизводства.
Состоявшийся факт — в 2019 году Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан принят! Это, наверное, главное достижение правовой системы Казахстана в последние годы.
Процесс принятия данного кодекса можно назвать многострадальным, его начало лежит в далеком 2009 году. С тех пор прошло более 10 лет!
Административная юстиция в нашем обществе больше воспринимается как процедура привлечения лиц к административной ответственности за административные проступки. Это неверно!
В развитых странах административная юстиция – это процесс защиты гражданином своего права, если у него возник спор с государственными органами управления, то есть с государством. Система административной юстиции позволяет гражданину на равноправных началах спорить с государством, и защищать свои права.
С июля 2021 года Административный процедурно-процессуальный кодекс начнет свое действие. С этого периода суды будут формировать новую практику, акцент которой будет направлен на защиту прав граждан. Уверен, что в этом направлении также будет проведена ощутимая обществом работа. Граждане станут еще более уверенными в спорах с государством, и смелее заявлять о своих правах!
Необходимо отметить, что Верховный суд, не имея законодательной инициативы, то есть прямых функций по инициированию законов, тем не менее, смог принять все меры, чтобы кодекс был принят! Именно судейское сообщество было в числе главных инициаторов принятия данного закона.
Пятая задача — обеспечить эффективное взаимодействие с институтами гражданского общества, масс-медиа, адвокатским сообществом.
Судейское сообщество всегда было в числе лидеров по уровню взаимодействия с общественностью, СМИ, правозащитными организациями среди органов государственной власти.
Вот статданные за 6 месяцев 2020 года: состоялись 20 выпусков телепроекта «Дело особой важности», 10 выпусков сериала «Әділет алаңы», проведено 356 брифингов, 468 дней открытых дверей, 1 427 новостных сюжетов на ТВ, 5 405 публикаций в печати, 11 962 публикации в интернете.
Согласитесь, мало кто из госорганов, да и общественных организаций, может показать такие результаты.
Вместе с тем, публикации в СМИ и выпуск телепрограмм не является главным достижением в этой сфере.
Отмечу 2 существенных достижения во взаимодействии судов с общественностью.
Во-первых, суды и судьи первыми среди госструктур не побоялись пойти в соцсети! Судьи Верховного суда, председатели областных судов, председатели райсудов ежедневно участвуют в обсуждении актуальных вопросов граждан, своевременно реагируют на их просьбы, своевременно принимают необходимые меры, отвечают на необоснованную критику, предоставляя объективную информацию и показывая реальное положение дел. При этом, они выступают от своего имени, не прячутся за секретарями и помощниками.
Активность судей в соцсетях сделало юридическое сообщество ближе друг другу, позиция и мнения судей по актуальным вопросам стали доступней для юристов и простых граждан, стало легче обсуждать ключевые вопросы судебной системы и своевременно получать мнения практикующих юристов.
Судьи в соцсетях оказались центром притяжения юристов, само юридическое сообщество теперь больше выглядит как живой, целостный и сообщающийся механизм, состоящий из представителей разных юридических профессий.
Во-вторых, в 2020 году судами Казахстана на практике применен опыт Швеции, который устанавливает особый порядок разъяснения судебного акта по резонансным делам.
Судебные акты отныне разъясняются, как для участников процесса, так и для всей общественности. Иными словами, увеличена аудитория, к которой обращается судья, вынесший решение.
Разъяснение проводится в 3 этапа. Первый этап – после оглашения судебного акта судья в зале суда устно разъясняет для участвующих лиц свои выводы, объясняет, почему он принял такое решение. Второй этап – судья, будучи в совещательной комнате, одновременно с судебным актом готовит пресс-релиз для общественности. После оглашения судебного акта пресс-служба публикует данный пресс-релиз, при необходимости рассылает его в СМИ. Третий этап – по отдельным делам, помимо опубликования пресс-релиза, судья проводит брифинг, в котором разъясняет обстоятельства дела, указывает позицию участников процесса, их выводы по итогам процесса, а также разъясняет свое решение. Задача пресс-релиза и брифинга заключается в донесении до общества правильной информации о процессе, разъяснение причины принятия своего решения и требований законодательства.
Такой практики ранее в судах не было, в других ведомствах ее не существует и сейчас.
Необходимо отметить большую работу Верховного суда во взаимодействии со СМИ. Стандартная для многих ведомств пресс-служба преобразовалось в Центр коммуникаций, который усилен квалифицированными специалистами, выделены дополнительные помещения, созданы благоприятные условия для их работы.
Шестая задача — обеспечить неукоснительное соблюдение судьями Кодекса судейской этики, повышение ответственности судей за допущенные нарушения.
Судейское сообщество бережно относится к морально-этическому облику судьи. В то время, как отдельные сообщества юристов активно препятствуют принятию этических норм по их профессии, судейское сообщество по своей инициативе приняло Кодекс судейской этики в 2016 году.
За эти четыре года нарушение норм этики стало основанием для освобождения от занимаемой должности 33 судей. Всего были освобождены от должностей по отрицательным мотивам 64 судьи, к дисциплинарной ответственности в виде выговора и замечания привлечены 302 судьи.
Учитывая штат судей в 2 684 мест, получается, что 13,6% судей были привлечены к дисциплинарной ответственности.
За последние 4 года к уголовной ответственности привлекались 29 судей.
Приведенные цифры свидетельствуют о повышенном требовании к судьям, нетерпимости судейского сообщества к нарушениям, а главное инициативе самих судей соблюдать этические нормы, не допускать дискредитации высокого звания судьи и судебной власти.
Работа судейского сообщества по указанным шести направлениям, несмотря на достигнутые результаты, продолжается.
Новый съезд несет в себе новые горизонты, новые цели и новые направления, достигнув которые судейское сообщество станет еще лучше, профессиональнее и современнее.
Рядовым судьям хотелось бы услышать на съезде о дополнительных гарантиях независимости судей, созданию благоприятных условий работы, обеспечивающего защиту от давления извне, защите от клеветы, оскорблений, провокаций, об улучшении материально-бытовых условий, усилении социального пакета и т.д.
Актуальным стоит вопрос о защите чести и достоинства судей, особенно в соцсетях. Последнее время участились факты клеветы, оскорбления судей через соцсети. Для защиты судей стандартные нормы о защите чести и достоинства не подходят. Судья не по своей инициативе участвует в разрешении спора или разбирательстве уголовного преступления. Он не является заинтересованным лицом, не преследует какой-либо интерес. Рассматривая дело, судья выполняет свою работу, поэтому негатив граждан связан исключительно с его профессиональной деятельностью. Считаю возможным принять нормы, устанавливающие строгую ответственность за клевету и оскорбление судьи, связанную с его профессиональной деятельностью.
Почва для такого рассуждения имеется, так как стороны имеют возможность выразить свое несогласие в правовом поле. Все итоговые решения судей могут быть обжалованы в вышестоящие суды, на неправомерные действия судей можно подать жалобу в комиссию по судейской этике, Высший судебный совет. Оскорбление и клевета судей связана исключительно с желанием оказать давление на судью или вышестоящие инстанции, то есть они совершаются с особым умыслом.
Важным является вопрос введения института помощников судьи. Итоги проекта в судах столицы показали эффективность данного института. Очень много плюсов, главные два: создаются дополнительные условия для нормальной работы судьи по разрешению дела, а не его организации; восполняется недостающее звено в подготовке будущих судейских кадров, помощник учится мыслить и рассуждать как судья, этого не даст ни одна другая юридическая профессия.
Модернизация судебной власти влечет совершенствование всей правовой системы страны. Поэтому работа съезда затрагивает не только деятельность судей. В достижении судебной системой высоких стандартов качества заинтересованы не только судьи, но и все граждане страны.
Желаю плодотворной работы и успехов всем делегатам в работе съезда!
Бекназаров Н.
Председатель филиала
союза судей по г. Нур-Султан