НСОД в действии. КСО по правам человека при МИД – важная площадка конструктивного диалога государства и гражданского общества

В Министерстве иностранных дел РК состоялось пленарное заседание Консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» (КСО). Председательствовал посол по особым поручениям МИД РК Усен Сулеймен.
В МИДе проводятся тематические заседания, по итогам которых принимаются рекомендации по вопросам развития демократии, обеспечения верховенства права, эффективной защиты конституционных прав и свобод человека. Рекомендации всегда направлены на оптимизацию взаимодействия между гражданским сектором, а также Правительством и Парламентом в деле дальнейшего совершенствования демократической системы в Казахстане.
На очередном заседании КСО приняли участие казахстанские правозащитные НПО, депутаты Парламента РК, Уполномоченные по правам человека и по правам ребенка в РК, представители Комиссии по правам человека при Президенте РК, Верховного Суда, Конституционного Совета, заинтересованных министерств и другие.
В своём выступлении посол по особым поручениям МИД Усен Сулеймен подробно информировал об инициированном Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым на Национальном совете общественного доверия — о пятом пакете политических реформ и о системной реализации заявленного курса на политическую модернизацию. Посол Усен Сулеймен во вступительном слове отметил, что Президент высказался о необходимости на постоянной основе улучшать работу по формирование инклюзивной общественной среды, включая обеспечения физического доступа для лиц с инвалидностью на объекты жилой, социальной и транспортной инфраструктуры по принципу «от порога до порога».
Глава государства на площадке НСОД затронул вопрос обеспечения прав человека в пенитенциарных учреждениях и служебных помещениях полиции, а также пересмотреть концепцию видеоконтроля деятельности правоохранительных органов, особенно в части устранения факторов, способствующих укрытию противоправных действий. Причем речь идет не только о контроле действий сотрудников правоохранительных органов, но и заключенных. Поскольку мы знаем, что они используют практику провокационных действий в адрес сотрудников правоохранительных органов. В связи с социальной проблемой, которой является бытовое насилие в отношении женщин, Глава государства поручил Министерству внутренних дел восстановить штат спецподразделений по защите женщин и детей от насилия, а также ввести специализацию женщин-следователей по насильственным преступлениям, совершенным против женщин и детей. Также, Президент призвал широко обсудить инициативу видных юристов и общественных деятелей законодательно ужесточить наказание за семейно-бытовое насилие. Далее Глава государства затронул вопрос обеспечения прав человека в пенитенциарных учреждениях и служебных помещениях полиции, а также пересмотреть концепцию видеоконтроля деятельности правоохранительных органов, особенно в части устранения факторов, способствующих укрытию противоправных действий. Причем речь идет не только о контроле действий сотрудников правоохранительных органов, но и заключенных. Поскольку мы знаем, что они используют практику провокационных действий в адрес сотрудников правоохранительных органов. Президент также отметил предложения по исключению нормы о пожизненном лишении адвокатов лицензии за проступки, связанные с несоблюдением профессиональной этики, принципов оказания юридической помощи, а также по повышению состязательности сторон, обеспечению равенства прокурора и адвоката в судебном процессе. Призвал парламентариев при рассмотрении данного законопроекта принять во внимание предложения членов Национального совета. Далее Глава государства заявил, что выборы районных акимов будут проведены в 2024 год 26 февраля с.г. Президент подписал Указ об Общенациональных приоритетах Казахстана до 2025 года, среди которых выделены три направления.
Первое направление – это благополучие граждан, в рамках которого предусматривается справедливая социальная политика, доступная и эффективная система здравоохранения, и качественное образование. Второе направление – это качество институтов, в рамках которого предусматривается построение справедливого и эффективного государства на защите интерес граждан; обеспечение новой модели госуправления; культивирования ценностей патриотизма, и укрепление национальной безопасности.
Третье направление – это сильная экономика, которая предусматривает построение диверсифицированной и инновационной экономики, активное развитие экономической и торговой дипломатии, а также сбалансированное территориальное развитие.
26 февраля с.г. Президент подписал Указ об утверждении Концепции развития государственного управления Казахстана 2030 года. В частности, в пункте 2.1. раздела Анализ текущей ситуации говорится об отсутствии должного взаимодействия между гражданами и государством. В пункте 2.7 того же раздела Концепции говорится о неразвитом местном самоуправлении; а в пункте 2.9 – о низком уровне доверия граждан к судебной и правоохранительной системам. Это все во-первых.
Посол Усен Сулеймен, что важно, призвал всех внешних доноров, поддерживающих правозащитную тематику, последовать примеру доноров финансовых организаций, которые уже давно практикуют систему прозрачного доступа независимых экспертов к грантовой поддержке. К сожалению, долгое время мы наблюдаем иную картину, когда одни и те же организации долгие годы реализуют одинаковые по формату и содержанию проекты, которые в итоге не имеют того эффекта, который громко заявляется для получения такой поддержки. Общество практически не знает об этих проектах, несмотря на их громкие названия. Не думаем, что для самих грантодателей в лице международного сообщества интересно вкладываться в такие проекты, которые являются нерентабельными.
Мы должны понимать, для нас важно, само заявление в проектах правозащитной темы или все таки обозначение конкретных индикаторов и показателей достижения четких задач. Если второе важнее, эту мысль поддержит каждый гражданин, из налогов которого формируется источник любого гранта, то для любого добросовестного грантополучателя обеспечить прозрачность получения и использования полученных средств от донора – это норма.
Подход открытого диалога, в том числе по сотрудничеству с НПО, закреплен в Соглашении о расширенном партнёрстве между Казахстаном и ЕС. И такая договоренность не новая процедура и она аналогична формату интерактивного диалога в рамках органов ООН и ОЭСР, международных финансовых и других организаций и институтов. В-третьих. На фоне происходящих динамичных реформ и принимаемых важных политических решений пришла пора перезагрузить и площадку КСО.
Сегодня уже недостаточно только говорить о проблемах и своих мнениях. Необходимо по существу вырабатывать и предлагать четкие консолидированные предложения, которые будут реально реализовываться в конкретные проекты или законы. Необходимо исключить формальный подход к участию в КСО и перейти к результативным форматам. Например, в последнее время в обществе резонанс получили законопроекты, инициированные депутатами, против бытового насилия и буллинга в отношении детей. Не вдаваясь в подробности содержания текстов законопроектов, следует признать, что, увы, наблюдалась пассивность среди наших уважаемых членов площадки на публичном уровне с точки зрения важности решения этих вопросов и международных стандартов и принципов защиты прав человека.
Тогда как бэкграунд членов КСО как международных экспертов все таки позволял вступить в диалог с гражданским обществом и высказать свою независимую позицию. Для нас это было бы хорошей поддержкой в принципальном продвижении и разъяснении вопросов. Ведь такая поддержка способствует и продвижению процесса имплементации положений международных договоров, на чем настаивают как международные эксперты, так и сами правозащитники.
Об этом говорил Президент Токаев на заседании НСОД 25 февраля, что, «к сожалению, сегодня мы наблюдаем снижение качественного уровня общественной дискуссии. Нередки ситуации, когда те или иные деятели в погоне за хайпом будоражат и вводят в заблуждение граждан ничем не подкрепленными и откровенно популистскими заявлениями. Яркий пример – деструктивная позиция так называемых антиваксеров. Все это ведет к дезориентации общества, формирует атмосферу недоверия друг к другу и в конечном счете тормозит прогресс нации».
А если есть вопросы либо предложения мы будем обсуждать их только в конструктивном и дружественном русле, и будем настаивать на объективной и прозрачной и взвешенной со всех сторон оценке при условии сохранения формата диалога, а не монолога и нравоучений. Должны включить в повестку КСО новые вопросы, направленные на обеспечение передовых международных стандартов, которые, в свою очередь, должны распространяться на всю сферу защиты прав человека в нашей стране. И полноценным инструментом оценки качества реализации прав человека являются индикаторы их соблюдения.
В текущей мировой практике существует 14 глобальных индикаторов, разработанных Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. Предлагаю на их основе начать поэтапное внедрение национальных индикаторов оценки соблюдения прав человека. В связи с этим, предлагается внести изменения в План работы КСО на этот год.
Сегодня Казахстан вступает в один из этапов развития, когда поддержка и проактивная позиция гражданского общества являются необходимой составляющей успеха. Глава государства смотрит ждёт не закулисных рассуждений и работы с приспущенными рукавами, а активной поддержки в реализации намеченных им планов. И повестка здесь не простая — и вся она определяет дальнейшую траекторию политического развития страны.
Повестка дня КСО МИД была объемная : 1. О подготовке к защите доклада Республики Казахстан о выполнении Конвенции о правах инвалидов и реализации ее положений в законодательстве и на практике. Докладчики: Директор Департамента социальных услуг Министерство труда и социальной защиты РК Садвокасова Дамежан Толеубаевна; гражданский сектор — Председатель ОО «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак» Калтаева Ляззат Молдабековна, Директор ОФ «Doktor S.N.» Молчанов Сергей Николаевич, Руководитель благотворительного фонда «Азамат аулети» Сейсенова Алмагуль Давлетказиевна.

  1. О проекте Закона РК «Об общественном контроле» и предложениях по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство в связи с его принятием. Докладчики: Министерство информации и общественного развития РК, Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции; гражданский сектор — Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Жовтис Евгений Александрович, Председатель Ассоциации экологических организаций РК Соловьева Айгуль Сагадибековна.
  2. О выполнении рекомендаций Специального докладчика ООН по вопросам поощрения и защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом и новых правил Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (ФАТФ). Докладчики: Директор ОФ «Институт национальных и международных инициатив развития» Ушакова Светлана Борисовна, Исполнительный директор ОФ «Zertteu research institutе» Айтенова Шолпан Абдрахмановна.
  3. О необходимости принятия отдельного закона об Уполномоченном по правам человека (Омбудсмене) в РК. Докладчики: Руководитель Национального Центра по правам человека РК Утебаева Зере Орынтайкызы; гражданский сектор — заместитель Директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Акылбекова Роза Максатбековна, Директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Тажибаев Алибек Тимитаевич.
    В своем выступлении по первому вопросу Д. Садвокасова отметила, что ратифицировав в 2015 году Конвенцию о правах инвалидов, Республика Казахстан приняла на себя обязательства по имплементации международных стандартов по полной реализации экономических, гражданских, социальных и культурных прав лиц с инвалидностью.
    В целях имплементации норм Конвенции в ходе инвентаризации законодательства внесены изменения в 24 законодательных акта (Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав инвалидов» от 3.12.2015 г.). Вместе с тем, разработан и утвержден в 2017 году первоначальный доклад о мерах, принятых Республикой Казахстан (ППРК от 01.06.2017 г. № 330) (далее – Доклад) и направлен в Комитет по правам инвалидов ООН. Необходимо отметить, что в 2018 году завершена трехэтапная реализация Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в РК на 2012 – 2018 годы, направленного на создание условий к имплементации положений норм Конвенции. За годы его реализации: в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание лиц с инвалидностью, установлены 17 591 единица дорожных знаков и указателей, пешеходные переходы обустроены звуковыми устройствами; созданы и развиваются службы «Инватакси». На сегодня действуют 15 служб, в которых имеются 280 специализированных машин с охватом 35 тыс. человек; обеспечивается сопровождение сурдопереводом транслирование новостных телепередач на 28 региональных телеканалах; нормы обеспечения лиц с инвалидностью обязательными гигиеническими средствами увеличены более чем в 2 раза (с 360 до 730 ед.); время оказания услуг специалиста жестового языка увеличено в 2 раза (с 30 до 60 часов);

Перечень технических компенсаторных средств реабилитации расширен с 32 до 55 видов наименований, включая современные сурдо- и тифлотехнические средства, в которых нуждаются более 55 тыс. лиц с инвалидностью. Основные цели и задачи Плана мероприятий исполнены. В период с 4 по 12 сентября 2017 года Казахстан посетила К. Девандас-Агиляр — Специальный докладчик ООН по правам инвалидов. По итогам визита предоставлены 50 рекомендации Правительству, некоторые которых отражены в ходе изменения действующего законодательства. Основным документом, направленным на имплементацию международных стандартов с учетом мировых тенденций развития системы социальной защиты инвалидов является Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью до 2025 года (ППРК от 28 мая 2019 года № 326). Целями Нацплана является формирование инклюзивного общества через создание благоприятной среды для всех уязвимых групп в рамках социальной модернизации Казахстана до 2030 года.
В рамках исполнения Нацплана Министерством разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан». В основу Законопроекта также легли предложения членов рабочей группы Сената и Мажилиса Парламента, Коорсовета, а также общественности и экспертного сообщества. Предусматривается внесение изменений и дополнений в 75 законодательных актов, в том числе 10 Кодексов. Проект Закона разработан в целях: — принятия мер по социальной защите лиц с инвалидностью (далее – ЛСИ); — обеспечения гарантированным социальным пакетом малообеспеченных семей, оформление документов на получение специальных социальных услуг и «инватакси» через Портал социальных услуг. — стимулирования трудоустройства и создания возможностей для экономической активности ЛСИ; — расширение категории ветерана труда. Проект Закона охватывает вопросы защиты прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности.
В реализацию поручения Президента Республики Казахстан от 22 октября 2020 года Министерством разработана Концепция заключения международного договора проекта Закона Республики Казахстан о ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах инвалидов, которая направлена в МИД РК. Согласно Протоколу 40-го заседания Межведомственной комиссии по вопросам международных договоров Республики Казахстан ратификация Факультативного протокола запланирована на 2021 год.
По 4 вопросу зам. КМБПЧ Роза Акылбекова отметила, что в 2017 году в Конституцию РК были внесены изменения, согласно которым Уполномоченный по правам человека РК избирается Сенатом Парламента РК по представлению Президента РК сроком на 5 лет. Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что выборность Сенатом не является достаточным конституционным закреплением самого института Уполномоченного по правам человека.

Наверное, было бы важно включить в Конституцию отдельную статью об Уполномоченном по правам человека РК, с четким закреплением его мандата и порядка избрания, что придало бы ему действительно конституционный статус. Представляется, что процедура избрания Уполномоченного Сенатом должна быть конкурентной и прозрачной и четко расписана в законопроекте, в том числе кто может выдвигать и выдвигаться, как проходит обсуждение и сами выборы. На настоящий момент времени институт Уполномоченного по правам человека Республики Казахстан аккредитуется Международным координационным комитетом национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека, по категории В, то есть – неполное соответствие Парижским принципам. Для того, чтобы аккредитоваться по категории А, Республика Казахстан должна принять специальный закон об Уполномоченном по правам человека Республики Казахстан, то есть, закрепить этот институт на уровне закона и обеспечить его достаточными финансовыми и человеческими ресурсами.
В ходе заседания были рассмотрены все вопросы, внесены конструктивные предложения. Дискуссии по каждому пункту повестки имели традиционно открытый и конструктивный характер с выработкой конкретных предложений по дальнейшему взаимодействию государственных органов и НПО по данным вопросам.
Подводя итоги встречи, посол Усен Сулеймен отметил, важность продвигаемых Президентом Казахстана политических реформ.

Марат Башимов