От прозрачности до эффективности: Что представляет собой судебная реформа в Казахстане

Судебная, также, как и две другие ветви власти — законодательная и исполнительная, постоянно находится под пристальным вниманием общественности. Для того, чтобы улучшить данную систему в Казахстане приняты законы, направленные не только на модернизацию, но и повышение ее открытости и прозрачности, а самое главное — эффективности, но обо всем по порядку.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на прошлогоднем съезде казахстанских судей говорил, что для прогресса в судебной ветви власти следует внедрить принципиально новые методы и походы в работе. Тогда же глава государства поднял тему профессионализма специалистов в мантии, а также затронул вопрос повышения качества отечественного правосудия. На фоне недавних скандалов с участием представителей Верховного суда понимаешь насколько актуальны те идеи, которые озвучивает президент.
В вопросе профессионализма речь не идет только о качествах человека. Здесь акцент делается на его подход к делу. Стоить ли говорить о высшем мастерстве в выбранной стезе, если судья, который вершит закон, сам нарушает установленные в стране нормы и принципы. На какое доверие можно рассчитывать со стороны населения, когда служители Фемиды не прочь пойти против законодательства. По данным за последние пять лет в РК во взяточничестве уличены 17 судей, а 29 человек сняты с мест за проступки. Поэтому говоря о профессионализме, в первую очередь поднимается тема «чистки» кадров. В органах правосудия должны работать честные люди. Как сказал в феврале этого года Касым-Жомарт Токаев на одном из совещаний, реформы в судебной системе привлекут в отрасль новых специалистов. Конечно, то как они проявят себя и смогут ли зарекомендовать с лучшей стороны — это уже другой вопрос. Как раз-таки за тем, как будут трудиться новые кадры, будут следить сами участники судебного процесса. Если быть точными, уже следят, поскольку вот уже на протяжении долгих лет внедрена технология видеозаписи заседания. Но здесь решено пойти немного дальше и внедрить понятие экстерриториальная подсудность на практике. Это значит, что совсем скоро будет внедрена такая система, которая позволит, к примеру, участникам дела находиться в одном регионе, а судье — в другом. Посредством онлайн подключения вершитель правосудия будет изучать все материалы и в итоге вынесет свое решение. В перспективе такая методика должна нанести беспощадный удар по коррумпированности в судебной системе. Для большего эффекта с прошлого года в нашей стране изменен процесс отбора судей. Он стал более открытым и прозрачным с предоставлением полных данных о кандидатах.
IT-сервисы в судах, о которых когда-то говорили представители власти, — это тоже своеобразный метод борьбы со взяточничеством. Через единый сервис судья может познакомиться с делами, которые аналогичны с теми, которые числятся за ним. Узнав, как коллега его вел, на какие нормы опирался, судья может не просто перенимать опыт, но и принимать схожие решения, что позволит избегать неправильно принятых судебных актов. Подчеркнем, что новый IT-сервис с элементами искусственного интеллекта на основе введенного большого массива судебных актов сможет прогнозировать вероятный исход дела.
Прозрачность процессов — это не менее важная составляющая любого судебного процесса. Долгие годы судья один или с присяжными удалялся в совещательную комнату. Понятно, что находящиеся в зале люди и даже предположить не могли о том, каким будет исход дела. В прошлом году были внесены некоторые поправки в законодательство страны, которые запретили служителям Фемиды покидать зал. Благодаря такому нововведению у людей пропали вопросы о том, с кем совещается судья, нет ли фактов подкупа за дверью.
Наряду с прозрачностью процессов не менее важно решить и вопрос с судебной нагрузкой. Не секрет, что в день разбираются десятки дел. Недавно президент РК подписал закон «О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях», который позволит равномерно распределить нагрузку на судебную систему, разграничить судебную практику рассмотрения дел и общественных споров и будут способствовать обеспечению конституционных прав на судебную защиту, предусматривающих защиту прав и свобод человека, гражданина. Также подписан закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»». Согласно ему, к примеру, теперь можно будет привлекать в высший судебный орган страны видных юристов, имеющих большой опыт в специализированных отраслях права, например, налоговом праве или праве о недропользовании.
Таким образом, получаем, что реформа судебной системы, нацеленная в первую на повышение доверия людей к судьям, — это не только один или два костяка модернизационной работы, а полная перезагрузка системы. Новый отбор кадров, с акцентом на опытных специалистов, внедрение новых технологий, упрощающих процесс и искореняющих человеческий фактор, создание прозрачной и открытой площадки правосудия. Если заглянуть в национальный план развития РК, то в ближайшие несколько лет отечественную судебную систему ждет полная трансформация. Позволит ли она изменить устоявшийся за долгие годы уклад, покажет время.

А.Даурембекова