Как прошел 2020 год для экономики Казахстана и чего ожидать в 2021

В 2020 году коронавирус нанес ощутимый урон экономической активности по всему миру. Он стал причиной падения цен на нефть, волатильности ряда других экспортных товаров и снижения деловой активности в сфере услуг. Вместе с тем он обнажил множество существовавших скрытых проблем и противоречий в мировой экономике и политике, которые не могли не повлиять на самочувствие Казахстана.
В вопросах макроэкономики 2020 год прошел для казахстанской экономики отрицательно, но не отвратительно. По ожиданиям экспертов Всемирного Банка падение составит 3-4%. С этой точки зрения год получился плохой, но не все в этом вина коронавируса. В большей степени падение связано с обвалом цен на нефть, вызванных торговой войной между Саудовской Аравией и Российской Федерацией, последовавшими ограничениями в рамках сделки ОПЕК+ и другими факторами. Пандемия, впрочем, тоже оказала заметное воздействие. Ранее ситуация в промышленности, строительном секторе и сфере услуг была удовлетворительной, с началом пандемии ситуация изменилась. Самой пострадавшей оказалась сфера услуг, из-за прямой взаимосвязи с людьми.
Центр исследований прикладной экономики (AERC) в свою очередь оценивает падение реального ВВП Казахстана на 3,6% относительно 2019 года. Данный показатель достигнет минимальной отметки с 1995 года. По совместительству рост потребительской инфляции увеличится до 7,9%. Курс доллара будет колебаться, демонстрируя ослабление тенге примерно на 10% по сравнению с 2019 годом. Также AERC прогнозирует, что текущий счет платежного баланса будет равен $9,7 млрд (или 7,3% к ВВП), а дефицит госбюджета – 2,9 трлн тенге (или 4,3% к ВВП).
Налоговые поступления в госбюджет также снизятся примерно на 12,7%. Поступления по корпоративному подоходному налогу сократятся на 10,9% до 1,76 трлн тенге, по налогу на добавленную стоимость − на 8,2% до 2,5 трлн тенге, а по индивидуальному подоходному налогу, напротив, вырастут на 7,3% до 9,4 трлн тенге. Затраты госбюджета и квазигосударственного сектора могут возрасти на 19% до 16,1 трлн тенге.
В 2020 году страна планирует добыть 84,9 млн. тонн нефти, против 90,5 млн. тонн годом ранее. Годовой прирост в строительстве AERC ожидает на уровне 6,5%, в сельском хозяйстве – 4,9%, в обрабатывающей промышленности – 3,7%. Сфера услуг продолжит падать: индекс физического объема торговли за 9 месяцев уже уменьшился на 9,5%, а транспорта и складирования – на 17,1%. Расходы домашних хозяйств на конечное потребление по итогам 2020 года, согласно оценке AERC, вырастут всего на 0,9%, что связано с падением реальных доходов населения на 0,9% из-за высокой инфляции.
Антикризисная стратегия предложенная правительством РК, бюджет которой составил более 9% ВВП, не принесет ощутимого эффекта. Как механизм защиты в кризисной ситуации действия сработали, но нельзя сказать, что они дали существенный результат.
Наиболее значимой мерой поддержки для населения стала выплата 42500 тенге, оставшимся без работы и дополнительных доходов. Эффект от отсрочек по налоговым платежам и льготного кредитования на данный момент только предстоит оценить, поскольку правительство хоть и не бездействовало, но и не предложило однозначно понятных мер реагирования и предложений.
В 2021 году, согласно прогнозу AERC, экономика может вырасти на 4,1%. Инфляция при этом сложится на уровне 6,1% с учетом ожиданий постепенного восстановления экономической активности в стране, а также ожиданий постепенного ужесточения монетарных условий Национальным банком в 2021 году. Дефицит текущего счета сократится до $6 млрд долларов или 3,3% к ВВП. Этого можно достичь за счет увеличения профицита торгового баланса и улучшения дефицита баланса услуг. Дефицит государственного бюджета сократится до 4% к ВВП. Налоговые поступления могут увеличиться на 13%.
Постепенно государству необходимо переходить к более активным мерам, которыми может стать создание новых институциональных условий для бизнеса и предпринимателей. Как например снижения доли государства в экономике, уменьшение ограничений во внешней торговле, открытие рынка земли для предпринимателей и частному развитию аграрной сферы, решение вопросов энерго- и водоснабжения и т.д.
Нынешние меры в виде поддержки системообразующих предприятий неэффективны, поскольку они создают привилегии для определенных компаний, считающихся «критически важными» для экономики. В результате государство распределяет крупные потоки государственных денег через льготное кредитование приоритетных игроков. Это вызывает полное искажение кредитного рынка и конкуренции поскольку среди крупных национальных компаний и некоторых крупных частных развивается монополизм с отсутствием качественных альтернатив. А гегемония на общем рынке в последствии ведет лишь к стагнации и потере качества.

Салтанат Адильбаева