О нововведениях в законодательстве, касающихся порядка рассмотрения обращений

С введением в действие Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — АППК) с 1 июля 2021 года утратит силу Закон Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 года, и все обращения будут рассматриваться в порядке, предусмотренном АППК. Сегодня хотелось бы обратить Ваше внимание на нововведения в законодательстве, касающиеся порядка рассмотрения обращений.
АПКК предусмотрены обращения в форме заявления и жалобы. Заявление содержит ходатайство участника административной процедуры о содействии в реализации его прав, свобод и законных интересов или прав, свобод и законных интересов других лиц, а жалоба содержит требование участника административной процедуры о восстановлении или защите прав, свобод или законных интересов его или других лиц, которые были нарушены административным актом, административным действием (бездействием).
Обращения являются основаниями для возбуждения административной процедуры, их можно будет подать в устной форме, которое заносится в отдельный протокол должностным лицом или работником административного органа, принявшим обращение, либо в письменной форме, а также в форме электронного документа.
В обращении, поданном в письменной форме либо в форме электронного документа, протоколе указываются: 1) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), почтовый адрес физического лица либо наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер юридического лица (при его наличии); 2) наименование административного органа, должностного лица, которым подается обращение; 3) суть обращения; 4) дата подачи обращения; 5) подпись заявителя или его представителя; 6) иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Если в соответствии с законами Республики Казахстан административная процедура осуществляется на платной основе, заявителем должен быть представлен документ, подтверждающий оплату.
В случае несоответствия обращения вышеуказанным требованиям, административный орган, должностное лицо указывают заявителю, каким требованиям не соответствует обращение, устанавливают разумный срок для приведения его в соответствие с требованиями. Если заявитель не приведет его в соответствие с требованиями законодательства Республики Казахстан в установленный срок, то обращение подлежит возвращению, при этом возврат обращения не препятствует повторному обращению.
Также заявитель может отозвать обращение на основании своего письменного заявления. Отзыв обращения заявителем не лишает его права на подачу повторного обращения при условии соблюдения сроков.
Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, составляет пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения. Указанный срок может быть продлен на разумный срок, но не более чем до двух месяцев.
По результатам рассмотрения может быть вынесено решение о принятии административного акта или о прекращении административной процедуры.
Административный акт принимается в письменной (бумажной или электронной) форме. Административный акт должен быть ясным для понимания, обеспечивать единообразное применение, исчерпывающе определять круг лиц, на которых распространяется его действие.
Административная процедура, возбужденная на основании обращения, подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) имеется решение административного органа, должностного лица по административному делу в отношении участника административной процедуры о том же предмете и по тем же основаниям, которые указаны в обращении;
2) имеется вступивший в законную силу судебный акт, вынесенный в отношении того же лица, о том же предмете и по тем же основаниям;
3) административным органом, должностным лицом возвращено обращение;
4) административным органом, должностным лицом принят отзыв обращения от заявителя;
5) имеются иные основания, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Также АППК предусмотрено рассмотрение сообщений, предложений, откликов и запросов в порядке упрощенной административной процедуры (Глава 12). По итогам рассмотрения административного дела в упрощенной административной процедуре выносится одно из следующих решений о: 1) предоставлении ответа, в том числе информации, по существу сообщения, предложения, отклика, запроса; 2) принятии к сведению; 3) прекращении упрощенной административной процедуры.
Ответы на сообщение, предложение, отклик, запрос должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением его права на подачу жалобы на принятое решение.

Гульмира Тастыбаева
Судья Сарыаркинского районного
суда Города Нур-Султана