Административный орган

В романо-германской правовой системе право делится на частное и публичное.
Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между равными субъектами: гражданами и организациями.
Основными признаками частно-правовых отношений являются:

  1. равноправие сторон;
  2. добровольность.
    Следовательно частно-правовые отношения возникают по инициативе самих участников, которые самостоятельно определяют объем, пределы и содержание своих договоренностей, а для изменения или прекращения таких отношений нет необходимости обращения к другим субъектам права. При этом, оба участника правоотношений имеют равные права и обязанности. К примеру, при заключении договора купли-продажи его участники самостоятельно выбирают другую сторону, определяют товар, количество и совместно определяют сроки поставки и его стоимость.
    Публичное право регулирует ряд отраслей права (к примеру, в сфере государственного управления, охраны общественного порядка, обороны и обеспечения общественной безопасности), регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего интереса.
    Основными признаками публично-правовых отношений являются:
  3. возможность административного органа в одностороннем порядке принять решение;
  4. стороны юридически неравноправны;
  5. чёткая регламентация поведения участников.
    Следовательно публичное-правовые отношения возникают между субъектами права, по поводу реализации одним из участников (административного органа) в отношении другого, своих властных полномочий, то есть публичное право строится на принципах власти и подчинения, в связи с чем стороны в таких правоотношениях юридически неравноправны, одна сторона заявитель (физическое или юридическое лицо), а с другой стороны административный орган, наделенное законодательными актами властными полномочиями для решения конкретных задач.
    Административный орган может принимать решения на основании поданных заявителем обращений либо самостоятельно выносить решения, направленные на создание, изменение или прекращение прав и обязанностей индивидуального лица или неопределенного круга лиц.
    Законодатель старается подробно регламентировать в нормативно-правовых актах порядок рассмотрения обращений от заявителя, определяет объём прав и обязанностей участников, определяет возможные результаты по итогам рассмотрения обращения заявителя.
    С 1 июля 2021 года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее — АППК). Данный нормативный правовой акт регулирует публично-правовые отношения, возникающие между гражданином или организацией и административным органом.
    Законодателем в АППК дано следующее определение понятию «административный орган» – государственный орган, орган местного самоуправления, государственное юридическое лицо, а также иная организация, которые в соответствии с законами Республики Казахстан наделены полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия).
    Исходя из приведенного следует, что законами Республики Казахстан компетенцией по принятию административного акта могут наделяться наравне с организациями государственной власти, действующими от имени государства на основании Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан функций, а также негосударственные организации.
    Под административным актом понимается решение, принимаемое административным органом, должностным лицом в публично-правовых отношениях, реализующее установленные законами Республики Казахстан права и обязанности определенного лица или индивидуально определенного круга лиц.
    Государственный орган выступает административным органом, когда речь идет о его властной деятельности, направленной на реализацию прав или обязанностей физических или юридических лиц.
    К примеру, органы полиции, принимая решение об отказе иностранцу в присвоении статуса беженца осуществляют предусмотренные в качестве административного органа в порядке статьи 9 подпункта 11) Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения». При не согласии с принятым решением гражданин которому было отказано в удовлетворении его заявления сможет оспорить его в административный суд в рамках АППК.
    В остальных случаях государственный орган не будет являться административным органом.
    К примеру, при возникновении гражданско-правового спора о возмещении материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, то орган полиции как работодатель виновного водителя на основании статьи 921 Гражданского кодекса Республики Казахстан может быть привлечён в качестве ответчика по гражданскому делу по иску потерпевшей стороны.
    Примером того, что негосударственный субъект может являться административным органом служит статья 163-1 пункт 1 подпункт 3-4) Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» Республиканская палата частных судебных исполнителей вносит в уполномоченный орган в отношении частного судебного исполнителя представление о приостановлении или прекращении действия лицензии либо лишении лицензии частного судебного исполнителя по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
    Таким образом, важно понимать, что главным критерием для отнесения государственных органов и негосударственных субъектов к административным органам служит наличие полномочия на принятие административного акта, которое должно быть указано в соответствующем законе Республики Казахстан.

Мирас Сатыбалдин
Председатель
Специализированного
межрайонного военного суда
по уголовным делам