Роль уполномоченного представителя политичсекой партии в выборах Президента

Выборы Президента Республики Узбекистан пройдут в условиях многопартийности, политического плюрализма, разнообразия мнений, открытости и гласности, принципов толерантности, имеющих огромное значение в жизни общества.
В Избирательном кодексе страны определено, что для участия политических партий в выборах необходимо представить документы в Центральную избирательную комиссию. Во время избирательной кампании для организации диалога и предоставлении необходимых документов в соответствующем порядке между Центральной избирательной комиссией и политической партией будет налажена деятельность уполномоченного представителя.
Прежде всего, уполномоченный представитель представляет интересы политической партии на выборах, а также решает вопросы, связанные с ее участием в выборах.
Как определено в Избирательном кодексе, для участия в выборах Президента Республики Узбекистан, по крайней мере, за семьдесят дней до выборов, политическая партия через уполномоченного представителя в Центральную избирательную комиссию должна представить:

  • заявление об участии в выборах, подписанное руководителем партии;
  • справку Министерства юстиции, содержащую сведения о регистрации политической партии;
  • сведения о будущем кандидате в Президенты Республики Узбекистан.
  • Центральная избирательная комиссия выдает уполномоченному представителю политической партии справку, где указаны дата и время о принятии документов.
    На основании представленных документов Центральная избирательная комиссия в пятидневный срок принимает окончательное решение о допущении партии к участию в выборах и выдает уполномоченному представителю политической партии регистрационное удостоверение и бланки подписных листов установленного образца
    Правила об уполномченном представителе определены в статье 34 Избирательного кодекса. В соответствиии с ней, политическая партия вправе назначить уполномоченного представителя для участия в заседаниях избирательной комиссии, сдаче документов, проверке правильности составления подписных листов, подсчете голосов на избирательном участке.
    Исходя из этого, назначение уполномоченного представителя осуществляется политической партией в два этапа.
    На первом этапе для участия политической партии в выборах на основе определенных правил уполномоченный представитель назначается в целях взаимодействия с Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан.
    Второй этап связан с деятельностью уполномоченного представителя, непосредственно назначаемого территориальным органом политической партии. Этот уполномоченный представитель ведет деятельность на избирательном участке.
    То есть, уполномоченный представитель политической партии, представившей свою кандидатуру в Президенты Республики Узбекистан, назначается со дня образования избирательных участков для участия в подсчете голосов на избирательном участке.
    Руководитель территориального органа политической партии не позднее, чем за десять дней до выборов, представляет в соответствующую избирательную комиссию вместе с заявлением список уполномоченных представителей политических партий.
    На выборах Президента Республики Узбекистан заявления представляются в окружную избирательную комиссию, проводящую выборы Президента.
    Соответствующая окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня поступления списка уполномоченных представителей политических партий регистрирует уполномоченных представителей и выдает им мандаты установленного образца.
    Уполномоченный представитель политической партии участвует в заседаниях избирательной комиссии, при сдаче документов в избирательные комиссии, в том числе собранных подписных листов, проверке правильности заполнения подписных листов, подсчете голосов на избирательном участке, вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, в том числе получать заверенную копию протокола участковой избирательной комиссии.
    Уполномоченный представитель политической партии не может вмешиваться в деятельность участковой избирательной комиссии, в том числе в опечатывание, вскрытие избирательных урн и подсчет голосов.
    Уполномоченные представители политических партий должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ от политической партии и мандат соответствующей избирательной комиссии.
    Срок полномочий уполномоченного представителя политической партии считается истекшим со дня опубликования в печати информации об итогах выборов.
    Активная работа во время избирательной кампании этого института служит обеспечению прозрачности, справедливости и законности выборов, а также осуществлению общественного контроля над деятельностью избирательных комиссий”.
    СВОБОДНЫЕ И СПРАВЕДЛИВЫЕ ВЫБОРЫ — ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ДЕМОКРАТИИ
    Проведение свободных и справедливых, открытых и прозрачных выборов с соблюдением принципа периодичности – свидетельство выбора страной пути демократического развития.
    Периодичность и обязательность выборов отражены в законодательстве Узбекистана. Например, в соответствии со статьей 90 Конституции Республики Узбекистан Президент страны избирается гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Согласно конституционным законам, регулирующим деятельность Законодательной Палаты и Сената Олий Мажлиса, срок их полномочий составляет также пять лет.
    В соответствии с вышеуказанными требованиями, каждые пять лет должны проводиться выборы Президента Республики и представительных органов государственной власти. Точное определение и периодичность срока таких полномочий обычно соответствует мировой практике.
    Следуя этому демократическому принципу, Центральная избирательная комиссия приняла постановление «Об определении даты проведения выборов Президента Республики Узбекистан и объявлении начала избирательной кампании» от 23 июля 2021 года. Согласно документу, выборы Президента назначены на 24 октября 2021 года, а избирательные кампании начались 23 июля текущего года.
    Право на свободное голосование позволяет избирателям и другим участникам избирательного процесса решать, участвовать в выборах без какого-либо влияния, свободно выражать свою волю в процессе голосования без какого-либо контроля, а также тайно голосовать. Этот важный принцип закреплен в статье 7 Избирательного кодекса.
    Право на свободные выборы позволяет участникам избирательного процесса, членам Избирательной комиссии принимать решения в разрешенных законом формах и законными способами, не опасаясь наказания или влияния, независимо от исхода выборов и результатов голосования.
    В соответствии с Избирательным кодексом, избирательные комиссии и их члены осуществляют свою деятельность независимо от каких бы то ни было государственных органов, общественных объединений и должностных лиц. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законом.
    В целях проведения справедливой избирательной кампании в избирательном законодательстве нашей страны созданы все правовые основы. Как следует из принципа равного избирательного права, каждый гражданин имеет право участвовать в выборах на равной основе. Каждый гражданин имеет один голос и право волеизъявления наравне с другими гражданами.
    Статья 21 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».
    В Конституции Республики Узбекистан определено, что граждане страны имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов.
    В статье 7 Избирательного кодекса определено, что свободное и тайное голосование обеспечивается созданием соответствующих условий, исключающих возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.
    Еще много примеров подтверждают тот факт, что общепризнанные демократические нормы международного права, не противоречащие национальным интересам и ценностям Узбекистана, отражены в национальном законодательстве. Действительно, мировой престиж страны во многом зависит от открытости и прозрачности избирательной системы, в которой она действует, а также от соблюдения общепринятых демократических норм международного права.
    В развитии демократической государственности важно, чтобы отношения между народом и обществом регулировались не волей одного человека или группы лиц, а законом. Поэтому верховенство закона признается одним из главных признаков демократического правового государства. Ибо верховенство закона служит обеспечению справедливости в стране.
    Таикм образом, Узбекистан год за годом укрепляяет свои позиции в мировом сообществе, поднимает авторитет, демонстрирует всему миру положительную динамику имиджа, смело идет к национальному прогрессу путем гуманитарных и справедливых реформ.

Худоёр Маматов
секретарь ЦИК
Республики Узбекистан,
доктор юридических наук,
профессор