Обеспечение мира и безопасности в обществе для каждого человека является одним из важнейших вопросов надежной защиты его жизни, здоровья и имущества от различных угроз. Именно поэтому, первые в истории Нового Узбекистана реформы, инициированные Президентом нашей страны Шавкатом Миромоновичем Мирзиёевым, начались именно в сфере обеспечения здоровья и безопасности граждан. При этом основной целью было превращение органов внутренних дел не в карательную, контролирующую структуру, а в систему, служащую интересам народа. Надо признать, что раньше в системе органов внутренних дел в качестве негативной практики рассматривались случаи не предупреждения преступности, а борьбы с ее последствиями, ожидания указаний сверху без изучения проблемы снизу, незнания вопросов, мучающих граждан. Такая ситуация вызывала у многих справедливые возражения. Как и во всех государственных органах Нового Узбекистана, также в органах внутренних дел всеми руководителями налажена практика проведения диалога с гражданами, обсуждения преступлений в махаллях, выездов в самые отдаленные районы, выслушивания жалоб населения, изучения их проблем. В первую очередь, 85 процентов сотрудников органов внутренних дел были спущены в низовые подразделения и приближены к народу. Для каждой махалли был выделен свой инспектор профилактики, и их число было увеличено с 5,5 до 10 тысяч. Инспекторам профилактики были построены служебные дома (6 787) и выделены льготные кредиты на приобретение личного автотранспорта (7 388) с целью обеспечения их бесперебойной работы на своей территории. Сегодня каждый инспектор профилактики стал заместителем председателя махалли по правопорядку, расширены их полномочия, связанные с обеспечением безопасности. В сферу внедрены передовые информационно-коммуникационные технологии, в том числе планшеты, регистрирующие административные правонарушения, бодикамеры, компьютеры, подключенные к сети интернет. Создана программа раннего предупреждения правонарушений «Смарт махалля», налажена практика проведения судебных заседаний в режиме онлайн. Было бы правильно сказать, что деятельность сегодняшних инспекторов профилактики сформировалась как система, круглосуточно работающая с насущными проблемами и ежедневными потребностями населения. Кроме того, налажена деятельность 362 женщин-инспекторов, оказывающих содействие в работе по проблемам семьи и женщин, 1 100 инспекторов-психологов в махаллях и 360 инспекторов по делам несовершеннолетних. Взгляды каждого руководителя и сотрудника на борьбу с преступностью кардинально изменились. Их главной задачей определена не погоня за цифрами или процентами, а надежная защита здоровья и имущества граждан. Исходя из положительного опыта ведения статистики преступности, признанного международным сообществом, налажен расчет показателя преступности на 100 тысяч населения. В целях объективного анализа криминогенной ситуации, недопущения сокрытия преступлений был осуществлен переход на систему оценки преступлений, выявляемых по инициативе сотрудников, как положительного результата. Сегодня во всех регионах республики проводится анализ преступности в разрезе секторов, оценка ситуации на основе создания в махалле безопасных условий, и такой подход создает основу для позитивного изменения криминогенной ситуации. Если пять лет назад доля махаллей, ставших свободными от преступности территориями, не превышала 13 процентов, то сегодня их число составляет более 4,5 тысяч. За этот же период количество преступлений на 100 тысяч населения сократилось почти в полтора раза (с 229 до 182), и по этому показателю Узбекистан является самым безопасным государством на территории Содружества Независимых Государств. В ходе реформ, осуществляемых в органах внутренних дел, налажена практика облегчения трудностей каждого гражданина, в том числе предоставления органами внутренних дел населению удобных и без излишней суеты государственных услуг. В связи с этим был отменен действующий на протяжении многих лет порядок прописки, тысячи лиц без гражданства были признаны гражданами Узбекистана. Прекращена практика многодневного пребывания в очередях граждан перед зданием органа внутренних дел для получения таких услуг, как оформление паспорта, замена водительского удостоверения, кроме того, эти услуги предоставляются и через Агентство государственных услуг. Вместо ранее выдаваемого разрешения на выезд за границу на 6 месяцев введен биометрический паспорт, действующий 10 лет, вместо документа, удостоверяющего личность, введена ID-карта. Отменен обязательный техосмотр сроком на один год для новых автомобилей, желающие приобрести государственные номерные знаки допущены к из закупке в порядке аукциона. В целях снижения коррупционных факторов субъектам предпринимательства предоставлены услуги по выявлению нарушений правил дорожного движения, приему экзаменов на получение водительских прав, проведению технического осмотра. По личной инициативе Главы нашего государства были полностью ликвидированы колонии “Жаслык” и “Таштюрьма”, получившие отрицательную репутацию среди граждан. Обнародована информация о местах содержания осужденных и их количестве, кроме того им предоставлено право избирать, решен вопрос с пенсионным обеспечением и социальным страхованием, дана возможность овладеть профессией, получать образование и качественную медицинскую помощь. На основе принципа гуманизма были помилованы более пяти тысяч наших граждан, искренне раскаявшихся в содеянном. Совершен переход к системе раскрытия преступлений и общественной безопасности, исключающей влияние «человеческого фактора». С этой целью были созданы специальные следственные кабинеты, оборудованные 44 “зеркалами Гезелла” и подключенные к системе видеоконференцсвязи. Установлено 1 324 устройства видеонаблюдения, фиксирующих следственные действия, и более 5 тысяч в местах содержания под стражей. Для надежного обеспечения прав граждан, доставляемых в органы внутренних дел, созданы 382 “Комнаты для допроса”, налажена практика непрерывной записи на видеокамеры бесед с гражданином. Для мониторинга обстановки в общественных местах созданы 16 “Ситуационных центров”, в которые интегрированы более 100 тысяч видеокамер и более 8 тысяч кнопок экстренных вызовов, установленных на улицах, в домах граждан и социальных объектах. Сотрудники дорожно-патрульной и патрульно-постовой служб обеспечены 6 100 бодикамерами, 179 алкотестерами, 6 874 планшетами учета правонарушений. Вся ресурсы были направлены на обеспечение эффективной службы, становление сотрудников органов внутренних дел высокими профессионалами, идущими в ногу с современными требованиями, решая повседневные вопросы населения. Следует отметить, что ранее население не информировалось о совершенных в регионах преступлениях и дорожно-транспортных происшествиях. Теперь налажена система подотчетности каждого руководителя и инспектора профилактики представительным органам, введена практика обсуждения причин преступлений по сиистемам “махаллабай” и “сохабай”. Для обеспечения прозрачности деятельности системы созданы 21 веб-сайт и 78 официальных страниц в социальных сетях, посредством которых ежедневно предоставляется информация более чем 1,6 млн. постоянных пользователей. Еще одним важным аспектом реформы является то, что в короткий срок была обновлена материально-техническая база органов внутренних дел, улучшились условия службы. За последние пять лет в системе построен 241 служебный дом, оформлен ипотечный кредит на приобретение 2 245 квартир. Было возведено 79 административных зданий, отвечающих требованиям времени. В целях социально-правовой защиты работников была повышена их заработная плата, выделены отдельные квоты на зачисление детей сотрудников, погибших или ставших инвалидами во время службы. Ветеранам органов внутренних дел и членам их семей предоставлена возможность получения медико-социальной помощи по сниженным ценам. Исходя из специфики регионов, поэтапно внедряются в практику новые модели борьбы с преступностью. Для обеспечения общественной безопасности совместно с Национальной гвардией была создана трехсменная патрульная служба, а географически сложные области стали управляться с разделением на регионы. Опираясь на положительный опыт таких стран, как Россия, Казахстан, Германия, в качестве своеобразной муниципальной полиции – за счет местного бюджета налажена деятельность 41 подразделения внутренних дел. Были созданы специализированные подразделения туристической полиции, экологической полиции, обеспечивающие кибербезопасность, пробацию, полноценно действующие во многих зарубежных странах. Укреплено сотрудничество с такими международными организациями, как Интерпол и Европол, а также с полицией 78 государств. Для воспитания подрастающего поколения с детства в духе преданности Родине в каждом регионе открыты 14 академических лицеев, в Ташкенте-специализированная школа-интернат, а в Нукусе — “школа Темурбеков”. Особое внимание уделяется повышению профессиональных знаний и практических навыков сотрудников. В этом направлении, начиная с текущего года, внедрена новая система непрерывного учебно-карьерного процесса. Теперь установлено, что каждый сотрудник для получения очередного звания или до назначения на новую должность проходит обучение в институте повышения квалификации на выездных, дистанционных или очных курсах повышения квалификации. Для формирования резерва руководителей создана двухуровневая система обучения в магистратуре 150 сотрудников, организуемая в Академии министерства. Результаты проводимых в нашей стране реформ в сфере безопасности также положительно оцениваются международным сообществом. В частности, по данным Международного негосударственного агентства “The world justice project” за 2021 год Узбекистан по индикатору “порядок и безопасность” занял 16-е место в мире из 139 стран, 4-е место среди 27 стран Азиатского континента и 1-е место в Центральной Азии. Это, конечно, говорит о том, что в нашей стране созданы безопасные условия. Но эти цифры не могут поводом для спокойствия. Поэтому в будущем необходимо реализовать ряд задач по превращению системы органов внутренних дел в подлинно народнопрофессиональную структуру. В первую очередь, будет усилена практика работы по системе “махаллабай” с такими категориями лиц, как ранее судимые, наркозависимые, неорганизованная молодежь, подростки с девиантным поведением, которые могут быть вовлечены в преступную деятельность из-за различных социальных проблем. В рамках этого будут приняты меры по дальнейшему приближению системы к каждой семье путем полной оптимизации функций и структур органов внутренних дел, нехарактерных для служебной деятельности, внедрения новой практики работы, в том числе “ювенального профилактического кластера”, психологического обслуживания населения. Во-вторых, в целях создания дополнительных удобств для населения и раннего предупреждения излишних хлопот будет внедрена практика электронного учета граждан по месту жительства, оказания услуг в паспортной сфере на дому слоям населения, нуждающимся в социальной поддержке. В-третьих, особое внимание будет уделено контролю деятельности патрульной службы с помощью «бодикамер» и поднятию ее на качественно новый уровень за счет повышения ее мобильности, создания безопасных условий движения на автомобильных дорогах. В-четвертых, будет установлен строгий порядок взаимодействия сотрудников системы с гражданами, внедрена эффективная система оценки повседневной служебной деятельности по уровню профессионализма и общественного мнения. Одним словом, будут приняты все необходимые меры для создания новых органов внутренних дел Нового Узбекистана.
Пулат БОБОЖОНОВ,
Министр внутренних дел
Республики Узбекистан,
генерал-лейтенант