Причинами массовых митингов по стране, по нашему мнению, стали недостаточное развитие экономики, наличие немалой численности уязвимых в экономическом смысле слоев населения, безработица, падение жизненного уровня определенной части населения, вызванного пандемией и ростом цен на продукты, на товары первой необходимости, сдерживание которых, к сожалению, не стало предметом своевременной озабоченности властей, в том числе антимонопольного комитета. Нужно расследовать и определить роль руководителей и сотрудников антимонопольного комитета Республики Казахстан, иных органов в центре и на местах и если они причастны к необоснованному росту цен на сжиженный газ и продукты питания, то они должны быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной.
В этой связи мы предлагаем некоторые экономические и социальные меры, которые должны содействовать решению болевых проблем в целях недопущения возмущения людей и возможного повторения массовых беспорядков.
Мы просим руководителей страны почаще самим заходить в продуктовые магазины, где цены на многие продукты просто зашкаливают. Мирные демонстранты в регионах вышли на площади именно из-за большой дороговизны продовольственных товаров, которые надо покупать ежедневно, а дороговизна сжиженного газа была лишь последней каплей недовольства граждан, послужила лишь триггером (спусковым крючком), запустившим митинговую ситуацию. Поэтому мы поддерживаем сегодняшние усилия руководства страны в урегулировании цен на продукты. Мы полагаем, что цены на любой товар, в том числе на продукты питания, должны устанавливаться из себестоимости товара с разумной процентной надбавкой к нему, которые должны быть одинаковыми как для юридических, так и физических лиц. Произвольного повышения цен на товары быть не должно. Лозунг, что рынок сам отрегулирует цены, у нас пока не работает из-за отсутствия надлежащей конкурентной среды. Государство должно так воздействовать на рыночные механизмы, чтобы цены снижались гораздо стремительнее, чем повышалась зарплата.
Мы считали бы целесообразным провести компанию по постепенному выводу наличных денег и созданию системы цифровых, безналичных денег на базе интернета. Создание цифровых безналичных денег позволит нашей экономике развиваться ускоренными темпами. Отсутствие безналичных денег будет способствовать искоренению коррупционных преступлений в стране. Кроме того, это позволит отслеживать в будущем возможное финансирование любых террористических акций, в том числе под ширмой мирных митингов.
Нам нужно обратить особое внимание на цифровые технологии в соединении со сверхскоростной мобильной связью 5G, ускоренное внедрение которых в экономику, промышленность, машиностроение республики позволит нам поднять экономику на надлежащий уровень. Примерно 40 стран в мире цифровизировали экономику, в том числе промышленность, благодаря чему они резко уходят вперед. Мы пока находимся на стадии первоначального становления цифровизации. Вчера еще отсталый Китай сегодня является едва ли не самым успешным лидером в мире по вопросам цифровых и 5G технологий. Нам нужно срочно изучить данный опыт Китая, Южной Кореи, Японии, направив туда наших молодых способных программистов и иных специалистов. В этих же странах, а также в Германии, Сингапуре, которые составляют группу лидеров в мире по интеллектуальным, индустриальным роботам, наши специалисты могли бы обучиться продвинутым методам создания отрасли робототехники и привнести их в экономику Казахстана.
Экономика и бюджет республики нуждаются в пополнении и насыщении финансовыми средствами, без чего трудно развивать экономику и поднимать благосостояние населения Республики Казахстан. В этой связи надо уменьшать огромные зарплаты и бонусы владельцев, руководителей национальных компаний в сфере добычи нефти, газа, иных минеральных ресурсов, других сфер. В целях использования финансовых средств крупных казахстанских предпринимателей, находящихся в офшорных зонах, можно издать закон об амнистии этих капиталов, гарантировать их неприкосновенность при их добровольном возвращении в экономику республики в течение, скажем, одного года. В этом законе надо установить, что по истечении года казахстанское государство предпримет все меры, невзирая на лица, к принудительному возвращению этих капиталов, которые будут обращены в доход государства. Для этого уже сегодня надо создать самостоятельный государственный орган по финансовой разведке, подчиненный не Правительству, а Президенту республики. При правоохранительных органах надо создать специализированные департаменты и отделы по возвращению капиталов из-за границы. В этой связи есть смысл Казахстану заключать межведомственные международные соглашения с другими странами о сотрудничестве по вопросам финансово-разведывательной деятельности.
Нужно найти виновных в нанесении огромного материального ущерба и через суд и судебных исполнителей обязать их полностью возместить ущерб. Если государство уже сегодня намерено возместить ущерб предпринимателям, чтобы затем взыскать его в виновных лиц в порядке регресса, то оно должно скрупулезно подсчитать ущерб каждого предпринимателя на основе документов налоговых, таможенных и иных органов регионов и страны. Надо исходить из того, что бюджет страны – не резиновый.
По примеру России в казахстанском законодательстве было бы целесообразно ввести норму о запрете государственными служащими республики открывать счета в зарубежных банках, о запрете приобретать недвижимое и иное дорогостоящее имущество за рубежом. Это стало бы одним из существенных барьеров на пути крупных хищений бюджетных средств страны, коррупционных средств в целях укрытия их за рубежом. Такая норма умеряла бы алчные аппетиты вороватых лиц, которые хотели бы наворовать как можно больше в надежде скрыться за границей в заранее приобретенных виллах и коттеджах.
Надо обратить серьезное внимание на уменьшение численности безработных в стране. Целесообразно разработать республиканскую и региональные программы реального трудоустройства безработных, ускорить принятие Социального кодекса республики. Можно создать государственную структуру, которая должна будет оказывать содействие в трудоустройстве выпускников вузов, колледжей, училищ строго в соответствии с установленными правилами. Необходимо установить ответственность работодателей за укрытие вакансий, за протекционистские, нетранспарентные действия при трудоустройстве «нужных людей», за нарушение правил конкурсного отбора. Нужно бороться с таким негативным явлением, как нелегальная, коррупциогенная продажа должностей: дошло до того, что трудоустройство учителей в школах стоит немалых денег.
Нужно создавать соответствующие институты в обществе и государстве для того, чтобы каждая семья с малых лет подготавливала каждого ребенка к уходу в самостоятельную жизнь сразу по приобретении им специальности (профессии). В рамках от 18 до 25 лет молодые люди в США, Израиле, Швеции, Германии, Японии, Великобритании, Франции в массе своей обустраивают свою жизнь самостоятельно. При использовании такого опыта все наше казахстанское общество будет состоять из умелых, ответственных, компетентных граждан, могущих без колебаний взять на себя грамотное решение как любых государственных, экономических, так и лично-семейных проблем.
Мы полагали бы, что наше государство могло бы выступить инициатором организованной международной трудовой миграции. Было бы целесообразно договориться с продвинутыми странами (Южной Кореей, Японией, США, Великобританией, например) о направлении к ним наших граждан в качестве работников разных сфер, размещать которых мы могли бы в рабочих общежитиях, построенных на средства нашей страны. Они совершенствовали бы там свои рабочие специальности, направляли бы в свои семьи свою заработную плату, что содействовало бы финансово-экономическому развитию нашей республики. Это способствовало бы уменьшению числа безработных в Казахстане.
Мы хотели бы рискнуть внести непривычное предложение: завещательное имущество любого гражданина, в том числе олигарха, в отношении каждого из его родных детей должно состоять из усредненной квартиры, усредненной мебели, усредненной дачи, усредненного автомобиля. Все остальное имущество, включая его движимое и недвижимое имущество и банковские счета в стране и за рубежом должны переходить в доход государства, а также в фонд предприятия для его дальнейшего производственного развития. Наши нувориши должны понимать, что их богатство складывается из коллективного труда всех казахстанцев, их богатство складывается благодаря полезным ископаемым страны, которые принадлежат всем казахстанцам, их предкам, отстоявшим сегодняшнюю территорию страны вместе с ее недрами. Осуществление этого предложения стало бы в некотором смысле слабой попыткой установления социального равенства между людьми, поскольку немало граждан страны не могут завещать своим детям ни дачи, ни автомобиля. Такой подход в известной мере укреплял бы доверительные отношения между населением и государством, сводил бы к минимуму митинговые мероприятия, не порождал бы выходящих за пределы закона массовых беспорядков.
Думается, каждый государственный служащий в нашей стране, каждый бизнесмен любого ранга должен вести себя скромно. Понятие скромности нужно возвести в ранг обязательности посредством государственного закона. Выставление на публичный показ своих хоромов, импортных автомобилей, проведение сверхшикарных тоев, упивание завистью тех, кто оказался ниже по социально-экономическому положению – еще одна причина того, что участники массовых беспорядков крушили дорогие авто и частные супермаркеты. Мы не оправдываем подобного рода крушения, поскольку исходим из того, что честным трудом заработанная собственность должна быть неприкосновенной. В развитых странах хорошо усвоили, что скромность любого чиновника, богача – стиль жизни: это устанавливает определенный баланс в обществе. Кроме этого, разумеется, задачей государства должно стать обеспечение реального сокращения разрыва между богатыми и бедными членами общества. Не нужно уговаривать наших нуворишей делиться своими доходами с населением Казахстана. Надо исходить из того, что в 19 продвинутых странах (в Австралии, Великобритании, Италии, Испании, Китае, Норвегии, Турции, Финляндии, Франции, Швейцарии, например) введен налог на роскошь. Поэтому и нам нужно установить налог на роскошь: при наличии доходов определенной государством суммы и выше ввести налог до 50 процентов от общей суммы сверхприбылей.
Нам представляется, что укрепление нашей государственности, нашей экономики, возможно только при наличии высокого профессионализма наших граждан во всех сферах жизни. Думается, профессионализм, реальная конкуренция, логическое функционирование социальных «лифтов» возможны, по нашему мнению, при установлении законом следующих правил: низовые должности могут занимать бакалавры, руководящие должности средней категории – магистры, руководящие должности высшей категории – доктора PhD — в любой профессии, в любой сфере. Причем, обладатели дипломов с отличием должны иметь преимущественное право при занятии соответствующей руководящей вакансии. Чтобы социальные «лифты» работали безукоризненно надо, в частности, законодательно закрепить норму о запрете заниматься частным бизнесом не только государственному служащему, но и всем членам его семьи.
Профессора вузов должны только преподавать, а экзамены и зачеты у студентов на прозрачной и объективно-принципиальной основе должна принимать совершенно другая структура, сотрудники которой могут быть привлечены к строгой ответственности в случае нарушения ими правил приема экзаменов и зачетов. В Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе республики нужно предусмотреть отдельные статьи о нарушении правил сдачи экзаменов и зачетов. Это побудит преподавателей проводить творчески подготовленные, более качественные лекционные, семинарские, практические занятия и тренинги. По обобщенным оценкам студентов можно будет судить о степени компетентности профессоров и преподавателей высшего учебного заведения, что позволит принимать на работу более компетентных профессоров и преподавателей. Лучшие профессора-преподаватели по этим итогам должны удостаиваться государственных наград и премий. Только подготовка высококачественных кадров для всех сфер страны позволит нам динамично развиваться.
Было бы целесообразно, чтобы власти и ученое сообщество страны в порядке дискуссии определили особо важное, ударное направление деятельности для всей республики (предположим, биотехнологию), в развитие которого государство выделяло бы огромные финансовые средства, высокие стипендии в целях привлечения наиболее талантливой части абитуриентов-студентов, которые вместе со своими профессорами-руководителями начали бы осуществлять изобретения для производства товаров (уникальных медикаментов, цифровизированного оборудования), которые могли бы пользоваться спросом на мировом рынке. Это стало бы реальным локомотивом, драйвером всей казахстанской экономики и благосостояния всех граждан республики. Что-то похожее надо делать уже сегодня, поскольку довольно скоро произойдет истощение минеральных ресурсов страны.
В ближней перспективе нужно провести глубокие социологические исследования по изучению причин выхода людей на мирные митинги и демонстрации с тем, чтобы можно было бы принять последовательные меры по устранению недостатков в сфере деятельности государственного аппарата. Кроме того, нужно изучать психологию масс людей, вышедших на митинги, знать, в каком ключе надо вести с ними переговоры, как отвечать на вопросы, какие пошаговые действия в рамках закона должны осуществлять силовые структуры накануне и в процессе митингов для обеспечения общественной безопасности.
Думается, нашему руководству надо чаще общаться с народом, напрямую в беседе с ним узнавать болевые проблемы и по возможности оперативно решать их, как это обычно делает президент России. Как показали последние события, наши областные и районные акимы не умеют толком разговаривать с населением, кое-кто пытался вообще не общаться с народом. Они, как правило, по «бумажке» отчитываются перед своим отобранным по принципу лояльности населением, отсекают активных граждан, чтобы не отвечать на «неудобные» вопросы, тем самым не всегда имеют четкое представление о проблемах своих регионов. В этой связи акимов всех ступеней надо учить посредством магистратуры и докторантуры умению произносить убедительные публичные речи как в обычной, так и митинговой обстановке, вникать и понимать психологию масс, психологию коллектива аппарата своего акимата, умению эффективно руководить людьми в сфере экономики, культуры, образования, быстро и рационально решать возникающие проблемы региона, воспитывать и шлифовать в них организаторские умения и навыки.
Все эти соображения продиктованы болью за нашу общую страну – Республику Казахстан.
Сарсембаев Марат Алдангорович,
доктор юридических наук,
профессор;
Сарсембаев Данияр Маратович,
магистр международного права.