На прошедшем под председательством Президента видеоселекторном совещании, посвященном обсуждению Стратегии развития нового Узбекистана на 2022—2026 годы и ее реализации в текущем году, раскрыты суть и значение данного документа. Также определены конкретные задачи, которые предстоит выполнить в ближайшие пять лет.
Принятие Стратегии развития Узбекистана на 2022—2026 годы стало в полном смысле историческим событием, логическим продолжением реализованной за прошедшие годы Стратегии действий.
Все наши действия в предыдущий период были направлены на диалог с народом. При разработке Стратегии развития учтены имеющиеся проблемы и отражены актуальные задачи, ожидающие своего решения. В подготовке данного документа активно участвовали граждане страны. Поэтому не будет преувеличением сказать, что это исторический документ под авторством народа.
Символично в этом смысле название первого направления — «Построение народного государства путем обеспечения интересов человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества».
Оно охватывает 12 целей и 42 задачи, характеризующие аспекты намеченных планов.
Первая цель — повышение эффективности деятельности института махалли и ее превращение в опорное звено общественного управления и контроля. Прошедший проверкой временем данный институт самоуправления полностью соответствует исторической традиции общежития, менталитету нашего народа.
Первые шаги сделаны, наработан положительный опыт. В частности, создана новая система и внедрена должность помощников хокима. В настоящее время они во всех махаллях приступили к работе, направленной на повышение благосостояния населения через развитие предпринимательства. Тесно общаясь с их жителями, выясняют, у кого есть желание заняться предпринимательством, консультируют, помогают изыскать финансы для открытия бизнеса. Государство, со своей стороны, направляет значительные средства для поддержки начинающих собственное дело. Данный подход созвучен тому принципу, согласно которому инициатором реформ должен выступать народ.
Требуется наладить более адресную работу по социально-экономическому развитию махалли, обеспечению финансовой независимости и занятости, постоянную связь с населением. В итоге создать активную модель махалли, действующую в интересах и с целью удовлетворения потребностей ее жителей.
Вторая цель — превращение местных Кенгашей народных депутатов в основное звено по решению имеющихся в регионах проблем.
До настоящего времени в данном направлении осуществлена определенная работа. В результате Кенгаши на местах ведут спрос с исполнительных органов за реализацию социально-экономических программ, выражают свое мнение по актуальным вопросам, участвуют в формировании и контроле бюджета, запрашивают информацию по более 30 во¬просам.
Впереди работа по составлению территориальных программ на основе Стратегии развития. Это достаточно масштабная работа. Им поручено регулярно заслушивать отчеты по созданию шести миллионов рабочих мест с учетом отраслевых и территориальных секторов. Будет продолжена работа, направленная на превращение местных Кенгашей в основное звено по социально-экономическому развитию территорий, повышению уровня жизни населения, формированию местных бюджетов и контролю за их исполнением. Также будет скоординирована деятельность комитетов Сената с деятельностью постоянных комиссий местных Кенгашей для более тесного взаимодействия.
Третья цель — приведение институциональных основ деятельности местных органов государственной власти в соответствие с требованиями времени.
Для достижения этой цели намечается расширить финансовые возможности местных хокимиятов по решению актуальных вопросов. Они должны отчитываться перед общественностью. Также закладываются правовые основы выборов хокимов. В регионах будут сами определять нужное количество штатных единиц и структуру исполнительных органов, в результате формировать реестр полномочий. Предусматривается широко внедрить информационные технологии, задействовать более 40 геопорталов.
Четвертая цель — трансформация деятельности органов государственного управления по принципу услуги гражданам.
Для ее выполнения нужно пересмотреть систему государственного управления. Будут созданы правовые механизмы, регулирующие порядок и критерии организации. Определены лимиты по штатным единицам органов госуправления, нормы кадровых и материальных ресурсов. Для решения возникающих вопросов с конфликтом интересов будут привлечены представители широкой общественности.
Пятая цель — внедрение компактной, профессиональной, справедливой, высокоэффективной системы государственного управления. Здесь выдвигается в качестве главной задачи предоставление большей самостоятельности министерствам и ведомствам в решении вопросов, входящих в их компетенцию. Наряду с этим будет уделено серьезное внимание усилению их исполнительской дисциплины, повышена ответственность за выполняемую ими работу в регионах. Словом, создается новая си¬стема, призванная служить эффективному функционированию министерств и ведомств в стратегических направлениях.
Шестая цель — рационализация административного аппарата и оптимизация рабочих процессов в системе государственного управления.
С этой целью передается ряд государственных функций част¬ному сектору. Соответственно, будет децентрализовано государственное управление, обеспечена его открытость и прозрачность.
Седьмая цель — повышение роли палат Олий Мажлиса и политических партий в последовательном продолжении реформ в стране. В силу этого расширяются их полномочия в решении актуальных задач во внутренней и внешней политике. Безусловное исполнение законов будет при усиленном парламентском контроле. Законотворчество и парламентский контроль будут увязаны с мнениями широкой общественности. В то же время вводится практика постановки конкретных стратегических задач и направления запросов в государственные бюджетные организации.
С учетом нынешних реалий получат развитие дистанционные формы связи с регионами.
Для оперативного решения проблем избирателей, регулярного с ними общения в большей мере будет задействована электронная система. Связь с местными Кенгашами также переводится в цифровой формат.
Восьмая цель — модернизация процесса нормотворчества, обеспечение неукоснительного исполнения законов. Участие народа — важный фактор для совершенствования законотворчества. В данном процессе намечены консультации с институтами гражданского общества. В то же время будут сокращены законодательные акты, систематизированы нормативно-правовые документы, касающиеся деятельности государственных органов. В планах разработка Концепции развития законодательства Республики Узбекистан.
Девятая цель — развитие системы «Электронное правительство», доведение до ста процентов доли электронных государственных услуг и устранение бюрократии.
Для достижения этой цели государственные услуги будут оцифрованы, расширено обслуживание посредством мобильных приложений, 20 процентов из них будет переведено в частный сектор. Повысит уровень государственных услуг система идентификации личности Mobile ID.Обмен информацией между госорганами и частными организациями будет проходить через систему «Электронное правительство».
Внедрение разрешительно-уведомительной системы, обеспечивающей защиту персональных данных, является еще одним важным нововведением. В данном процессе учтены интересы людей преклонного возраста и имеющих инвалидность. Оказание государственных услуг будет упрощено и облегчено. Уже сейчас в рамках проекта «Цифровой офис» работа государственных органов осуществляется в цифровом поле. Посредством проекта «Цифровой паспорт граждан» будет изжита практика требования документов, удостоверяющих личность. Эти изменения очень актуальны для соотечественников, находящихся за пределами нашей страны.
Десятая цель — организация системы государственной службы на основе современных стандартов.
Коррупция — одно из самых опасных зол, от которых страдает народ. Планируется устранение условий, способствующих коррупции на государственной службе, совершенствование правовой базы по приему на работу кадров на конкурсной основе и оценке эффективности их деятельности.
Будет внедрена система «Национальный рейтинг» по оценке деятельности государственных служащих и государственных органов по ключевым показателям эффективности, повышен уровень профессиональной подготовки и материально-социальной обеспеченности государственных служащих, сформирован национальный кадровый резерв достойных кандидатов на руководящие должности в местные хокимияты, министерства и ведомства, реализован проект «Цифровая государственная служба», который предусматривает цифровизацию процессов поступления на государственную службу, ее прохождение и оценку деятельности. Также будут пересмотрены требования в отношении рабочего времени, как и критерии труда в государственных органах.
Одиннадцатая цель — дальнейшее совершенствование механизмов общения с народом. Это прежде всего послужит расширению практики принятия важных решений на основе общественного мнения. С этой целью создается централизованная система обращений, что позволит наладить цифровой контроль за их рассмотрением, оперативное рассмотрение заявлений населения.
Среди приоритетных направлений реализация национальной программы «Народное государство», предусматривающей воплощение в жизнь идеи «Государство должно служить народу».
Должна повысить эффективность Общественная палата, укрепив сотрудничество с институтами гражданского общества и расширив участие в решении проблем населения.
Двенадцатая цель — совершенствование организационно-правовых основ действенного общественного конт¬роля.
Ее достижение ускорит осуществление общественного контроля, чье внимание сконцентрируется на проверке исполнения государственных, территориальных и отраслевых программ, составленных с учетом коллективных обращений. К осуществлению отдельных функций государства привлекаются субъекты общественного контроля.
Последовательно продолжится работа по повышению общественно-политической и избирательной активности населения, имплементации в национальное законодательство международных стандартов, касающихся выборов. Усилится защита деятельности средств массовой информации и журналистов, их труд будет эффективно использоваться в изучении волнующих людей проблем и хода реформ.
Для развития социального партнерства в два раза увеличится объем поддержки институтов гражданского общества посредством государственных субсидий, грантов, социальных заказов. Также в семь раз возрастут объемы средств, выделяемых общественным фондам по под¬держке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при местных Кенгашах.
В Стратегию развития включен ряд задач, касающихся наших современниц. Предусмотрено создание системы постоянной поддержки женщин, нуждающихся в помощи, а также женщин-активисток. Работа в данном направлении будет осуществляться в рамках Национальной программы по повышению роли женщин в обществе, которая разрабатывается по поручению Президента. Она станет правовой основой в полноценном участии женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Будут усовершенствованы правовые основы защиты законных прав и интересов женщин, обеспечен жесткий контроль за исполнением международных конвенций и норм на¬ционального законодательства.
Перед Сенатом Олий Мажлиса поставлена задача развития Приаралья, постоянный парламентский контроль за осуществляемой в данном направлении работой.
Верхней палатой парламента разработаны инструменты контроля по созданию 6 миллионов рабочих мест, которые намечено создать за счет развития сферы услуг. Работа в данном направлении ежемесячно будет обсуждаться в местных Кенгашах и Сенате.
Кабинет Министров должен будет отчитываться перед парламентом по осуществляемой работе в рамках Стратегии развития. В каждом квартале Сенат наладит тесное сотрудничество с правительством для воплощения стратегических задач.
Исторический документ на ближайшее пятилетие отвечает Целям устойчивого развития. Выполнение Стратегии развития позволит к 2026 году одновременно успешно реализовать и Цели устойчивого развития ООН.
Через обеспечение испол¬нения задач Государственной программы по реализации Стратегии развития в 2022 году будут удовлетворены запросы всех слоев населения — представителей среднего класса и предпринимателей, интеллигенции, работников бюджетных организаций, военных, ветеранов, малообеспеченных семей, лиц с инвалидностью — в целом всего народа.
Достижение масштабных целей возлагает огромную ответственность на Республиканскую комиссию по реализации Стратегии развития и соответствующей Государственной программы. Мы хорошо понимаем, что должны действовать сообща, о чем сказал Президент на видеоселекторном совещании. Тогда обязательно будет результат, который нужен всем гражданам страны.
Танзила Нарбаева
Председатель Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан