Реформы в судебной системе

Казахстан последовательно продолжает проводить реформы и совершенствовать свою судебную систему в целях соблюдения прав человека в судебном процессе, гарантий справедливого судебного разбирательства, права на независимый и беспристрастный суд, права на помощь адвоката. Для упрощения доступа граждан к правосудию проведена оптимизация инстанции судебной системы путем перехода от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). 10 июня 2021 года принят Закон по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи, направленный на усиление состязательности и открытости уголовного процесса, расширение полномочий адвокатов, эффективную реализацию прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, а также на развитие саморегулирования адвокатов и юридических консультантов.
В целях усиления гарантий независимости судей, повышения их профессионального уровня кардинально пересмотрена система отбора и карьерного продвижения судей. Судебное жюри и Комиссия по кадровому резерву переданы от Верховного Суда в Высший Судебный Совет. Оценка профессиональной деятельности судьи осуществляется Комиссией по качеству правосудия при Верховном Суде по новой методике, разработанной на основе передовых международных стандартов. В целях соблюдения прав человека в уголовном процессе — созданы следственные суды, введено электронное судопроизводство, оптимизированы судебные процедуры, снижена бюрократия в судопроизводстве и др. Также введены новшества в проведении судебных разбирательств и проведена работа по цифровизации судопроизводства, внедрена полная аудио- и видеофиксация всех судебных процессов, а также мобильная видеоконференцсвязь с судами. В целях реализации права на помощь адвоката — теперь им разрешено использовать электронные устройства для оказания помощи в их адвокатской деятельности. Реализованы десятки проектов судебных инноваций, таких как «ночные суды», «семейные суды», «судьи-примирители», «центры примирения» и др., направленные на создание удобств участникам процессов и развитие примирительных процедур. На сегодняшний день открыты 223 фронт-офиса, обслуживающие 258 судов. Посредством сервиса «Судебный кабинет» в 2020 году подано свыше 1 млн документов (из них в электронном формате зарегистрировано 11 813 уголовных дел небольшой тяжести (одноэпизодные). Создана база данных судебных актов. 1,2 миллиона судебных решений и 120 000 исков были обработаны и переведены в машиночитаемую форму. Создано сообщество «Smart-Cell – IT justice», где пользователи получают ответы на все вопросы о судопроизводстве. Разрабатывается модуль, который предоставит общественности возможность объективно оценить перспективы разрешения спора в суде.
В целях реализации прав человека в уголовном процессе, права на независимый и беспристрастный суд — в действующем праве, законодатель, учитывая вероятность прямой или косвенной заинтересованности судьи в исходе рассматриваемого им дела либо его необъективность, обусловленная обоснованными какими-либо конкретными причинами, установил институт отвода судей, как по их собственной инициативе, так и по инициативе участников судопроизводства (ч. 1 ст. 89 УПК РК).
В декабре 2021 года Парламентом принят Закон, расширяющий использование механизмов внесудебного урегулирования споров. Следует отметить, что реформы последних лет в правовой сфере позволили сделать правосудие Казахстана одним из самых доступных и оперативных в мире. В рейтинге «Doing Business» Всемирного Банка за 2020 год по Индикатору «Обеспечение исполнения контрактов» Казахстан находится на 4 месте, а по Индексу качества судопроизводства — на 2 месте среди 190 стран мира.
Казахстан продолжает совершенствовать правовую базу для усиления гарантий защиты прав человека в уголовном судопроизводстве. В 2017 году был принят закон о модернизации процессуальных основ правоприменения. В частности, срок предварительного заключения был сокращен с 72 до 48 часов для взрослых и ограничен 24 часами для несовершеннолетних. Поправки 2017 года также запрещают арест и досудебное содержание под стражей по делам об экономических преступлениях при условии, что обвиняемый не представляет опасности для окружающих и не представляет риска побега. Казахстан передал все оставшиеся санкции на превентивные меры и следственные действия из прокуратуры в суды.
Эти судебные реформы передали все полномочия по задержанию физических лиц или наложению иных ограничений на права граждан судам, а также усилили состязательный характер сторон, наделив адвокатов дополнительными полномочиями. Казахстан предусмотрел, что уголовные дела можно вести в электронном формате. Это повысило степень защиты прав участников процесса и снизило риски фальсификации. В 2020 году 50% зарегистрированных уголовных дел расследовалось в электронном виде. Усилена уголовная ответственность судей. Водится экстерриториальность распределения дел в судах. Будущие планы по модернизации и принятию объективных стандартов совершенствования уголовно-процессуального кодекса Казахстана планируется ввести в действие в 2025 году в рамках Стратегического плана развития страны.
С 1 января 2021 года во исполнение поручения Президента К.К. Токаева по соблюдению прав человека в уголовном процессе, презумпции невиновности — внедрена трехзвенная модель уголовного процесса. Принят соответствующий Закон. Теперь, следователь свое решение о признании лица подозреваемым, квалификации, переквалификации деяния, прерывании сроков, прекращении дела, а также протокол обвинения лица и постановление о применении приказного производства формирует в Едином реестре досудебных расследований в электронном виде. Прокурор в режиме онлайн проверяет в установленные сроки их законность, в случае выявления нарушений принимает меры. Без согласования прокурором вышеуказанные процессуальные решения не будут иметь юридической силы. С начала 2021 года органами расследования принято и направлено на согласование прокурору более 52 тысяч ключевых процессуальных решений (22 тысячи прекращений, более 10 тысяч прерываний сроков, более 12 тысяч признаний подозреваемым, 7 тысяч квалификаций деяний). Внедрение трехзвенной модели уголовного процесса повлекло улучшение деятельности органов досудебного производства. Так, с начала 2021 года в 3 раза снизились факты нарушения конституционных прав граждан почти на 64% (с 39 до 14), направления уголовных дел на дополнительное расследование — на 30% (со 190 до 135) и нарушения сроков расследования — на 73% (с 3 000 до 800).
В декабре 2021 года в целях соблюдения прав человека в уголовном процессе, в частности гарантии справедливого судебного разбирательства, презумпции невиновности, права на независимый и беспристрастный суд, Парламентом принят Закон, который предусматривает модернизацию уголовной сферы по примеру развитых стран Организации экономического сотрудничества и развития с совершенствованием трехзвенной модели с четким разделением полномочий между органами уголовного преследования, прокуратурой и судом на стадии досудебного расследования: где полиция должна выявлять преступления, устанавливать причастных лиц, собирать и закреплять улики; прокурор обязан давать независимую оценку собранным доказательствам, пресекать нарушения прав граждан, не допускать вовлечения добросовестных граждан в уголовный процесс, поддерживать обвинение в суде; суд — рассматривать жалобы на действия органов и выносить окончательный вердикт по делу. А суд опирается в строгом соответствии на принцип презумпции невиновности, сформулированный в статье 77 Конституции Казахстана и статьи 19 Уголовно-процессуального кодекса о том, что каждый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Айым Шаяхметова
Судья Есильского суда
г. Нур-Султан