Формирование антикоррупционного сознания – актуальный вопрос дня!

Для понимания того что нужно для формирования антикоррупционного сознания необходимо уяснить важные принципы. Антикоррупционная политика в Казахстане основывается на принципах: равенства всех перед законом и справедливости; гласности, прозрачности и подотчетности обществу; комплексного использования мер противодействия коррупции; приоритетности превенции коррупции; взаимодействия государства и гражданского общества; эффективности и результативности; неприятия коррупции во всех ее проявлениях; защиты лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции; неотвратимости ответственности за коррупцию; качественной цифровой трансформации.
Отсюда подходы развития антикоррупционной политики будут реализованы путем исполнения следующих задач: формирование нетерпимости к коррупции; исключение возможностей коррупции; совершенствование мер по обеспечению неотвратимости ответственности; усиление роли гражданского общества в противодействии коррупции; обеспечение эффективного мониторинга реализации антикоррупционных мер; дальнейшее совершенствование деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции.
Поэтому формирование нетерпимости к коррупции идет через изменение ценностей и повышение антикоррупционной культуры. Честность, законность и прагматизм должны стать внутренними ценностными убеждениями каждого. Общество не должно воспринимать коррупцию как гарант упрощенного решения проблем, совмещать дружеские отношения и протекционизм с работой. Коррупционеры должны подвергаться общественному порицанию. Выбор человека совершать или не совершать коррупционное деяние не должен сопоставляться с тяжестью наказания и ожидаемыми выгодами от совершения преступления.
В основополагающих документах по противодействию коррупции указано, что важно принятие комплекса коммуникационных мер с декомпозицией на уровне различных целевых групп сыграет ключевую роль в антикоррупционной эволюции общественного сознания. Необходимо развивать точечное информирование граждан об их правах с разъяснением правовых актов понятным языком, кратко, а также с применением цифровых решений, в том числе автоматизированных сообщений по определенным жизненным ситуациям и юридическим фактам. Масштабная разъяснительная работа позволит защитить граждан от необходимости поиска незаконных способов решения вопросов. Принципиально важную роль при формировании системы добропорядочности играет воспитание молодого поколения с новыми взглядами и жизненными принципами, не допускающими коррупционные проявления. Фундаментальный фактор успеха заключается в привитии антикоррупционных ценностей на всех этапах становления личности. В этом аспекте необходимо развивать антикоррупционное поведение через институт семьи, в том числе используя потенциал Ассамблеи народа Казахстана. Укреплению иммунитета молодежи против коррупции будет способствовать имплементация международных практик и инициатив по повышению роли образования, а также расширение их прав и возможностей в предупреждении коррупции. Темы добропорядочности и антикоррупционной культуры будут включены в систему образования. Необходимо сопровождать ребенка в различные возрастные периоды антикоррупционным образованием, начиная с дошкольного. Действенным инструментом в данной работе должна стать академическая честность, столь распространенная в развитых странах мира. Тем самым будет сформировано новое поколение граждан с крепким социальным иммунитетом от коррупции.
Что касается повышения добропорядочности государственного аппарата, то в соответствии со стандартами ОЭСР основными принципами государственной службы являются прозрачность, этичность и неподкупность. Для повышения доверия граждан к органам власти серьезного внимания требуют вопросы укрепления позитивного имиджа государственной службы, в том числе через широкое освещение примеров честных, достойных государственных служащих. Необходимо развивать обязательное антикоррупционное обучение государственных служащих с обеспечением его непрерывности, последовательности и актуальности. Для обеспечения «чистоты» государственного аппарата будут выработаны меры по работе со служащими, должностные обязанности которых сопряжены с высокими коррупционными рисками. Еще один важный элемент неподкупности — регулирование конфликта интересов. Для этого необходима детальная регламентация выявления и урегулирования конфликта интересов с применением действенных мер ответственности, а также принципа «остывания» перед трудоустройством и после увольнения с государственной службы. При этом требуется мотивация самих служащих. В данном контексте ключевое значение имеет обеспечение конкурентной оплаты труда и социального пакета по принципу персонализации вклада каждого. Должна быть сформирована крепкая антикоррупционная культура в государственном аппарате, где коррупция будет материально невыгодна.
В свете принятия мер по противодействию коррупции в сфере предпринимательства актуальным является стимулирование честного бизнеса. Действенной мерой в данном направлении является добровольная имплементация антикоррупционного стандарта. В качестве его составной части важно предусмотреть практику разработки и реализации внутренних программ противодействия коррупции с конкретными мерами по недопущению коррупционных проявлений в деятельности компаний и их персонала. Еще одной рекомендацией является возможность включения в договор с контрагентами антикоррупционной оговорки, направленной на взаимное понимание сторонами недопустимости совершения коррупционных правонарушений и готовности их своевременного предупреждения. Для эффективности данных мер необходимо расширить компетенции антикоррупционных комплаенс-служб и развить рынок комплаенс-специалистов с внедрением соответствующих образовательных программ в вузах. Следует установить непрерывный процесс обучения работников основам антикоррупционного поведения. В целях повышения прозрачности и ответственности в бизнес-среде, снижения корпоративной коррупции необходимо широкое внедрение бизнес- реестра — открытой интегрированной базы данных по субъектам бизнеса, позволяющей аккумулировать всесторонние сведения о субъектах предпринимательства, в том числе с позиции их порядочности и надежности. Оценка предпринимателями потенциальных контрагентов с использованием такой базы данных, соблюдение принципа должной осмотрительности будут ограждать добросовестных предпринимателей от коррупционных рисков. Для финансовых процессов, подверженных высоким коррупционным рискам, необходима система индикаторов коррупции и алгоритмы их выявления. Результаты применения предлагаемых антикоррупционных инструментов должны носить рекомендательный характер и не противоречить установленным стандартам и принципам ведения бизнеса. Соответствие субъектов предпринимательства антикоррупционным рекомендациям будет служить основанием для применения мер их поощрения посредством экономических и репутационных стимулов.
Все эти меры будут и дальше способствовать формированию антикоррупционной культуры в столь важное для страны время. Президент всегда указывает, что только с гражданским обществом – может быть побеждена коррупция, это зло 21 века. Это права человека на справедливость и равенство, то в чем сейчас крайне нуждается общество.

Асем Есельбаева