Отношения между гражданином, имеющим намерение получить услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой стороны регулируются нормами Гражданского кодекса и Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей».
Остановимся на наиболее распространенных спорах, связанных с оказанием услуг по ремонту квартир, недвижимого имущества, изготовлению и установке встроенной мебели.
Закон не предусматривает обязательного заключения договора в письменной форме, согласно статье 642 ГК договор бытового подряда считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи подрядчиком заказчику квитанции или иного документа, подтверждающего заключение договора.
Отсутствие у заказчика указанных документов не лишает его права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора или его условий.
Однако заключение договора подряда, в котором стороны детально определены права и обязанности сторон, в значительной мере облегчит сторонам защитить свои права в случае возникновения спора.
Так, заказчик обратился в суд с требованием взыскать с подрядчика материальный ущерб и возместить моральный вред, указывая, что подрядчик не в полном объеме выполнил условия договора по ремонту квартиры.
Суд отказал в удовлетворении иска, исходя из того, что заказчик не доказал факт причинения подрядчиком ущерба, установив в действиях заказчика нарушение условий договора.
Из договора следует, что приемка выполненных работ (отдельных этапов работ) производится с участием заказчика и подрядчика, и оформляются актами о приемке выполненных работ, подписываемых сторонами.
После завершения выполненного объема работ (отельных этапов работ), подрядчик сообщает заказчику письменно или по телефону о готовности Подрядчика к сдаче результатов работ.
В случае не подписания акта о приемке выполненных работ заказчиком и не предоставления мотивированного отказа от подписания акта в сроки, предусмотренные договором, работы считаются принятыми в полном объеме. Заказчик проигнорировал условия договора.
Суд установил, что заказчик фактически принял часть работ, ссылаясь при этом на некачественное их выполнение.
При этом истец, ограничив доступ ответчика в Квартиру, в установленном законом порядке мер по установлению объема и качества выполненных работ не предпринял, привлек другого подрядчика, которым работы были завершены.
Заказчик не учел, что порядок приемки работы, установление недостатков, размера, объема недостатков выполненной работы подлежат установлению в порядке, предусмотренным статьей 630 ГК.
Нарушив условия договора, заказчик лишил себя права ссылаться на недостатки работы в порядке, установленном статьей 630 ГК.
Истцом также было заявлено требование о взыскании стоимости материалов, сантехнического оборудования, осветительных приборов, которые по утверждению заказчика, исчезли с ремонтируемой квартиры.
Однако заказчиком не представлены доказательства передачи указанных предметов подрядчику и их пропажи по вине подрядчика. Согласно статье 917 ГК для взыскания материального ущерба необходимо установление следующих фактов — наличие и размер ущерба, причинно — следственная связь между противоправными действиями и наступившими последствиями. Заказчиком не доказано наличие установленных статьей 917 ГК условий привлечения подрядчика к материальной ответственности за причинение ущерба.
Поскольку заказчик не предоставил возможность ответчику окончить работы, ограничив доступ в квартиру, во взыскании неустойки в связи с невыполнением работ по договору в полном объеме отказано.
В данном случае со стороны заказчика усматривается злоупотребление правом.
В другом случае, судом установлены нарушения условий договора со стороны подрядчика.
Заказчик обратился с требованием взыскать с подрядчика в возмещение материального ущерба расходы на устранение недостатков ремонта, компенсацию морального вреда, мотивируя тем, что ответчик ненадлежащее исполнял условия заключенного сторонами договора по ремонту квартиры.
Принимая во внимание, что между сторонами возник спор по объему и качеству выполненных работ согласно условиям договора, судом назначена строительная товароведческая экспертиза, которым определена сумма, необходимая для устранения недостатков.
Поскольку подрядчиком нарушены сроки выполнения работ, в пользу заказчика взыскана договорная неустойка.
Исходя из статьи 7 Закона «О защите прав потребителя», факта предоставления услуги ненадлежащего качества, нарушения срока выполнения работ с подрядчика в пользу заказчика взыскана денежная компенсация в возмещение морального вреда.
Установлено, что между сторонами на протяжении двух-трех лет неоднократно заключались устные договора на изготовление и установку мебели.
При исполнении очередного договора между заказчиком и подрядчиком возник спор – заказчик утверждал, что подрядчик, получив денежные средства, в установленный срок мебель не изготовил, деньги не вернул.
Подрядчик обратился со встречным иском, указывая, что по предыдущему договору заказчик не оплатил в полном объеме его расходы.
Стороны в обоснование своих требований ссылались на переписку в приложении WhatsAPP, из которых достоверно определить условия соглашения – а именно – сроки, качество, условия, стоимость не представлялось возможным. Заказчик не представил достаточные и достоверные доказательства оплаты стоимости услуг подрядчика.
При таких обстоятельствах, стороны пришли к единственно правильному решению – разрешению спора в порядке медиации.
Законодательство предоставляет потребителям большие возможности для защиты своих прав и законных интересов, вместе с тем, необходимо помнить, что каждому праву корреспондирует обязанность.
Гарантией обеспечения прав и интересов сторон является правильное, соответствующее законодательству определение условий договора подряда и неукоснительное его соблюдение в процессе исполнения.
Майя Касымова
Судья суда города Нур-Султана