2 февраля текущего года Президентом Республики Казахстан К.Токаевым подписан Указ об утверждении концепции антикоррупционной политики РК на 2022 — 2026 годы. Данный документ доступен в информационно-правовой системе нормативных правовых актов РК «Әділет».
Одной из первых ключевых проблем, требующих решения в среднесрочной перспективе, в концепции названа «бытовая» коррупция, обусловленная сохраняющимся взаимодействием граждан и предпринимателей с представителями государственных органов и организаций в повседневной жизни. Так, в структуре коррупционной преступности за последние три года значительную часть занимают факты взяточничества — более 50%.
Еще одна ключевая проблема — недостаточная прозрачность государственных закупок. В 2020 году доля государственных закупок в общей сумме бюджетных расходов составила 35% или 7% в структуре ВВП Казахстана, «что демонстрирует весьма существенное экономическое влияние на рынок».
Такой оборот бюджетных средств усиливает коррупционную привлекательность системы государственных закупок. По статистике, каждое пятое коррупционное преступление совершено в данной сфере.
В рамках реализации антикоррупционной политики, в частности, планируется решить проблему привилегированного доступа государственных предприятий к ресурсам, рынкам и финансам, который ставит частные компании в невыгодное положение и подрывает усилия по продвижению экономической диверсификации, прямых иностранных инвестиций и росту производительности, а также создает условия для коррупции.
Кроме того, с целью исключения нерациональных капиталовложений, в особенности в государственном секторе, будет пересмотрен механизм оценки экономической обоснованности проектов, предусматривающих бюджетные вливания.
Сама Концепция состоит из семи разделов. В одном из разделов перечислены целевые индикаторы и ожидаемые результаты по итогам 2026 года:
• индекс восприятия коррупции Transparency International – не ниже 47 баллов;
• доля лиц, которые в предыдущие 12 месяцев хотя бы один раз имели контакт с государственным должностным лицом и которые заплатили ему взятку или от которых это государственное должностное лицо требовало взятку (глобальный индикатор в перечне национальных индикаторов Целей устойчивого развития до 2030 года) – не выше 25,3%;
• индекс эффективности государственного управления Всемирного Банка (Government Effectiveness) – не ниже 74-75 процентилей;
• индикатор «Институты» Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума – не ниже 48 места;
• индекс верховенства закона Всемирного проекта правосудия (World Justice Project, Rule of Law Index) – не ниже 0,57 балла;
• индекс учёта мнения населения и подотчётность госорганов Всемирного Банка (Voice and Accountability) – не ниже 57,5 процентиля;
• индекс контроля коррупции Всемирного Банка – не ниже 48-50 процентилей;
• сокращение в структуре ВВП страны доли участия государства в экономике – не выше 13,9%;
• уровень доверия населения к антикоррупционной службе (в рамках оценки результативности, проводимой Администрацией Президента Республики Казахстан) – не ниже 66%.
Необходимо остановиться на основных результатах, ожидаемых по итогам 2026 года:
1) высокая вовлечённость гражданского общества в противодействие коррупции;
2) открытый и подотчётный обществу государственный аппарат;
3) эффективная система управления коррупционными рисками;
4) транспарентные бюджетные процессы и конкурентные закупки;
5) справедливая система привлечения к ответственности за коррупцию.
Также в документе отражен план действий по реализации концепции антикоррупционной политики, в котором перечислены меры и конкретные даты реализации, в частности:
1) введение публичного реестра коррупционеров в систему мер противодействия коррупции с определением четких механизмов включения и исключения из него лиц – IV квартал 2023 года;
2) внедрение тем добропорядочности и антикоррупционной культуры в образовательные программы на всех уровнях образования – IV квартал 2024 года;
3) проработка вопроса по повышению привлекательности государственной службы, в том числе путем расширения социального пакета, создания условий для организации труда государственных служащих, расширения возможностей для занятия иной оплачиваемой деятельностью – I квартал 2023 года;
4) проработка вопроса введения льгот, преференций, условных скидок при государственных закупках и других мер поддержки для субъектов частного предпринимательства, внедривших и поддерживающих антикоррупционные стандарты – I квартал 2023 года;
5) проработка вопроса внедрения проектного финансирования в сфере строительно-монтажных работ, исключающего риск вынужденного подписания фиктивных актов – IV квартал 2022 года;
6) пересмотр действующих методик расчёта показателей – IV квартал 2023 года;
7) внедрение механизма «окрашивания денег» в процессах освоения бюджетных средств – IV квартал 2024 года;
8) повышение эффективности системы подушевого финансирования в социально значимых сферах («деньги следуют за человеком») – I квартал 2023 года;
9) проработка вопроса установления единых требований для государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора – I квартал 2025 года;
10) проработка вопроса по введению ограничений на все меры государственной поддержки организациям со стопроцентной долей участия государства, за исключением сфер с недостаточной конкуренцией – II квартал 2022 года;
11) создание новой архитектуры цифрового правительства, базирующейся на едином массиве данных – IV квартал 2025 года;
12) расширение инфраструктуры безналичных платежей – I квартал 2024 года;
13) развитие проекта «smart-сот» в части дальнейшего увеличения доли дел, рассмотренных в «виртуальном суде» и внедрения искусственного интеллекта в судопроизводстве (цифровая аналитика) – III квартал 2023 года;
14) проработка механизма внедрения проверки на добропорядочность (integrity check) – I квартал 2023 года;
15) введение ответственности за необоснованное обогащение – IV квартал 2023 года;
16) введение уголовной ответственности за обещание/предложение взятки – IV квартал 2023 года.
Альберт Халелов
Заведующий канцелярией
СМАС ЗКО