Особенности отдельных категорий дел об административных правонарушениях

В январе 2015 года введен в действие ныне действующий Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее-КоАП) с изменениями и дополнениями в соответствии с реалиями времени.
Кодекс основывается на Конституции Республики Казахстан, общепризнанных принципах и нормах международного права, к примеру Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года и др.
В пунктах 3 и 4 статьи 1 КоАП указано, что международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, регулирующие административно-деликтные правоотношения, являются составной частью законодательства об административных правонарушениях.
Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Кодексом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Статьей 682 КоАП предусмотрены органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, где указано, что дела об административных правонарушениях рассматривают: 1) судьи специализированных районных и приравненных к ним судов по административным правонарушениям; 2) судьи специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних; 3) должностные лица государственных органов, уполномоченные настоящим Кодексом.
Данным Кодексом к компетенции специализированных межрайонных судов по административным правонарушениям (далее-суд) отнесено свыше двухсот составов правонарушений.
Одной из большинства категорий дел, подведомственным судам являются административные правонарушения на транспорте.
Как следует из судебной практики специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Нур-Султана за 5 месяцев 2022 года рассмотрено 17 598 дел, из них на транспорте — 12 403, что составляет 70% от общего количества рассмотренных дел.
Правовые основы и общие условия функционирования дорожного движения и обеспечения его безопасности установлены законом Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194-V ЗРК «О дорожном движении».
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196 утверждены Правила дорожного движения, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам. Правила дорожного движения (далее — Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Республики Казахстан.
Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать Правила, требования Закона Республики Казахстан «О дорожном движении»;
Судебная практика показывает, это такие правонарушения, как нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью людей, повреждение транспортных средств или иного имущества (ст.610), оставление места дорожно-транспортного происшествия, (ст.611), выезд на полосу встречного движения с нарушением установленных требований (ст. 596), управление транспортным средством в состоянии опъянения или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 608).
Целью данной статьи является разъяснение некоторых положений действующего права в связи с возникающими на практике вопросами правильности применения норм административного законодательства.
Имеют место случаи, когда участники дорожного движения при совершении дорожно-транспортного происшествия во дворах домов (МЖК) и других подобных местах, полагают, что их действиями не нарушаются Правила, так как столкновение транспортных средств имело место не на дороге.
Такие суждения ошибочны.
Подпунктом 29) пункта 2 Правил предусмотрено, что дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, повлекшее причинение вреда здоровью, смерть человека, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо иной материальный ущерб;
Понятие же дороги дано в подпункте 21) пункта 2 Правил, что дорога – вся полоса отвода земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О дорожном движении» и настоящими Правилами. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей дороги, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Следовательно, событие, возникшее во дворе МЖК в процессе движения транспортного средства и с его участием, повлекшее причинение вреда здоровью, смерть человека, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо иной материальный ущерб, будет считаться дорожно-транспортным происшествием.
Что касается санкций, налагаемых за административные правонарушения по анализируемой категории дел, необходимо отметить, что многие граждане, нарушившие Правила дорожного движения и в отношении которых составлены протоколы об административных правонарушениях, не в полном объеме понимают и осознают серьезность и опасность последствий, к которым могут привести транспортные правонарушения.
Некоторые из них даже не знают, что законодатель с учетом степени опасности таких правонарушений, предусмотрел за совершение транспортных правонарушений такие наиболее строгие административные взыскания, как лишение права управления транспортных средств, административный арест.
К примеру, за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения предусмотрен административный арест на пятнадцать суток и лишение права управления транспортным средством сроком на семь лет (ст.608 ч.1).
Законодатель усилил административную ответственность за выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения, в том числе сопряженный с разворотом или поворотом, водитель может лишиться права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев (ст.596 с.3), тогда как, до июля 2017 года санкция предусматривала в качестве альтернативы административный штраф.
При назначении названных мер взыскания, как лишение права управления транспортным средством, административный арест лица, привлекаемые к административной ответственности, высказывают недоумение или же порой недовольство, что лишаются специального права или кратковременной свободы.
Данное обстоятельство связано с незнанием гражданами своих прав и обязанностей в области административных правоотношений.
Таким образом, вышеизложенное полагаю, будет способствовать повышению правосознания граждан в исполнении норм административного законодательства.

Казима Айткалиева
Судья суда города Нур-Султана