Международные общественные слушания «Отражение положений о правах лиц с инвалидностью в Конституциях стран мира»

Конституционной комиссией, Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, ННО «Центр устойчивого развития» и Институтом государства и права Академии наук Узбекистана при содействии офиса Координатора проектов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе 20 июля 2022 года в г. Ташкенте организованы международные общественные слушания на тему: «Отражение положений о правах лиц с инвалидностью в Конституциях стран мира».
Цель слушаний – изучение национального и международного опыта в сфере защиты и обеспечения прав уязвимых слоев населения, отражения в Конституциях стран мира международных стандартов и принципов, гарантирующих права лиц с инвалидностью, а также выработка предложений по дальнейшему совершенствованию проекта Конституционного закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан.
В слушаниях участвовали депутаты и сенаторы Олий Мажлиса, представители представительных органов власти на местах, соответствующих государственных органов, академического сообщества, исследовательских и аналитических центров, институтов гражданского общества страны, а также международных организаций и дипломатического корпуса в Ташкенте.
Участники особо отметили, что одним из приоритетных направлений государственной политики в Новом Узбекистане является реализация принципа «Во имя чести и достоинства человека», поддержка нуждающихся слоев населения, в том числе лиц с инвалидностью, защита и реализация их прав, свобод и законных интересов, кардинальное улучшение состояния дел в сфере недопущения дискриминации по признаку инвалидности, раннего выявления и предупреждения, оказания медико-социальной помощи лицам с инвалидностью, их профессионального обучения и трудоустройства.
Особое внимание уделяется имплементации в национальное законодательство общепризнанных международных норм и стандартов в этой области. За последние 5 лет по инициативе Главы государства Узбекистан ратифицировал Международную Конвенцию о правах инвалидов (КПИ), присоединился к Инчхонской стратегии по обеспечению реальных прав лиц с инвалидностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе, принял два новых закона «О правах лиц с инвалидностью» и «О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения». Эти законы закрепили содержащиеся в международных договорах в области прав человека такие основные принципы обеспечения прав лиц с инвалидностью, как:
• уважение достоинства лиц с инвалидностью, их самостоятельности, свободы выбора;
• недопущение дискриминации по признаку инвалидности;
• равенство возможностей при реализации прав и свобод человека;
• уважение развивающихся способностей детей с инвалидностью и их права сохранять свою индивидуальность;
• доступность объектов и услуг;
• вовлечение лиц с инвалидностью в жизнь общества и государства.
Кроме того, в рамках реализации Целей устойчивого развития Глобальной повестки дня ООН до 2030 года в республике разработаны и реализуются Национальные цели и задачи в области устойчивого развития на период до 2030 года, где были указаны дальнейшие цели и задачи, касающихся прав лиц с инвалидностью. Претворяется в жизнь Стратегия развития Нового Узбекистана в 2022-2026 годах. Определены и решаются конкретные целевые задачи по обеспечению:
• равного доступа к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для лиц с инвалидностью улучшением условий учебных заведений, учитывающих интересы детей с ограниченными возможностями, безопасной и эффективной среды обучения для всех;
• устойчивой и производительной занятости и достойную работу для всех женщин и мужчин, в том числе для молодых людей и лиц с инвалидностью, и равную оплату за труд равной ценности;
• поощрения активного участия всех людей в социальной, экономической и политической жизни независимо от наличия инвалидности;
• формирования эффективной системы поддержки лиц с инвалидностью, повышение качества и уровня их жизни, в том числе путем совершенствования системы инклюзивного образования и трудоустройства лиц с инвалидностью, обеспечивающей их вовлечение и активное участие в социально-экономической жизни общества, а также поэтапный переход на социальную модель определения инвалидности и т.д.
Кроме того, в целях укрепления институциональной основы государственной социальной поддержки лиц с инвалидностью, внедрения новых подходов в реализацию современных механизмов социальной защиты и медико-социальной помощи, созданы Агентство по развитию медико-социальных услуг, Межведомственный совет по делам лиц с инвалидностью, а также Фонд поддержки лиц с инвалидностью при Министерстве здравоохранения. Создана система Единого электронного автоматизированного реестра престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых слоев населения.
Участники слушания отметили, что сегодня защита прав, свобод и законных интересов лиц с инвалидностью обеспечивается свыше 200 нормативно-правовыми актами. Однако в действующей Конституции не упоминаются лица с инвалидностью или с ограниченными возможностями. В этой связи в проект Конституционного закона внесен ряд групп новелл в этой сфере.
Первая группа обозначена в Преамбуле Конституции, которая:
• закрепляет приверженность единого народа Узбекистана правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям;
• стремления к построению и укреплению гуманного и социального государства, заботящегося о чести и достоинстве, благополучии и интересах каждого человека.
Вторую группу составляют нормы статьей 13 и 18 Конституции, закрепляющие, что:
• уважение, соблюдение, защита чести и достоинства человека, его прав и свобод являются обязанностью государства;
• достоинство человека, его основные права и свободы неприкосновенны, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Третья группа новшеств включена в статью 39 Конституции и утверждает, что:
• каждое лицо имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, безработицы, инвалидности, а также потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях;
• государство создает необходимые условия для развития системы социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и другие виды социальной помощи. При этом пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленных минимальных потребительских расходов;
• государство в установленном законом порядке обеспечивает жильем социально уязвимых и малообеспеченных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, создает необходимые равные условия для реализации прав и законных интересов лиц с инвалидностью;
• запрещается любое обособление, исключение, отстранение, ограничение или предпочтение в отношении лиц с инвалидностью, а также уклонение от создания условий для доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам.
Четвертую группу образуют нормы статьи 40 Конституции, устанавливающие, что:
• каждый имеет право на охрану здоровья и квалифицированное медицинское обслуживание;
• граждане вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом и включающий также скорую и неотложную медицинскую помощь.
Пятая группа связана с правами, изложенными в статьях 41 и 45 Конституции, и предусматривающих, что:
• для детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в образовательных организациях организуется инклюзивное образование и воспитание;
• государство принимает меры, направленные на повышение качества жизни социально уязвимых категорий населения, создание им условий для равного с другими гражданами участия в общественной и государственной жизни и расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои базовые жизненные потребности.
Шестая группа закрепляет обязательства Правительства (статья 98 Конституции) по:
• обеспечению функционирования системы социальной защиты, в том числе лиц с инвалидностью;
• осуществлению мер по поддержке институтов гражданского общества, в том числе общественных объединений, обеспечивает их участие в выработке и реализации программ социально-экономического развития, обеспечивает реализацию программ социального партнерства.
Участники международного слушания на основе изучения конституционного развития государств мира подчеркнули, что Канада является первой страной, включившей в свою Конституцию положение о равенстве инвалидов: «Каждый индивидуум равен перед законом без всякой дискриминации, в том числе по признаку расы, национальности, религии, пола, возраста, умственных или физических недостатков».
В Основном законе Германии закреплена норма о том, что: «Никто не может быть ущемлен по причине своей инвалидности». Она предоставляет всем гражданам «право на реабилитацию и интеграцию в нормальную жизнь», обязывает законодательную, исполнительную власть и судебные органы как на федеральном уровне, так и на уровне земель и общин, а также прочие учреждения и организации общественной власти использовать все возможности для введения инвалидов всех групп «насколько это возможно, в нормальную жизнь».
Права лиц с инвалидностью отражены также в Конституции Венгрии: «Венгрия гарантирует основные права каждому человеку без дискриминации и, в частности, без дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, инвалидности, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или любого другого статуса» отдельно констатируя, что государство «посредством отдельных мер обеспечивает защиту семей, детей, женщин, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями».
Конституция Португалии (1976 г.) гласит (статья. 71), что – «Граждане с ограниченными возможностями: (1) Граждане с физическими или умственными недостатками в полной мере пользуются правами и несут обязанности, закрепленные в Конституции, за исключением осуществления или выполнения тех, на которые их состояние делает их неспособными. (2) Государство обязуется проводить национальную политику по предупреждению инвалидности, лечению, реабилитации и интеграции граждан с ограниченными возможностями и оказанию поддержки их семьям, воспитывать общество таким образом, чтобы оно осознало свои обязанности. уважения и солидарности по отношению к ним, а также взять на себя ответственность за эффективное осуществление их прав без ущерба для прав и обязанностей их родителей или опекунов».
Конституция Ирландии закрепляет, что: «Все граждане, как человеческие существа, должны быть равны перед законом. Это не должно означать, что государство не обязано в своих правовых предписаниях надлежащим образом учитывать различия в способности, физической или моральной, и в социальной функции».
Изучение Конституций других стран мира указывает, что в них содержатся также нормы о том, что:
• лицо с любой инвалидностью имеет право: на разумный доступ ко всем местам, общественному транспорту и информации; использовать язык жестов, шрифт Брайля или другие подходящие средства общения; на разумный доступ к необходимым материалам, веществам и устройствам, связанным с инвалидностью лица. При этом лицо с любой инвалидностью имеет право на разумную адаптацию зданий, инфраструктуры, транспортных средств, условий труда, правил, практики или процедур, чтобы обеспечить их полное участие в жизни общества и эффективную реализацию своих прав;
• позитивные действия в пользу маргинализированных групп: государство должно принимать позитивные действия в пользу групп, маргинализированных по признаку пола, возраста, инвалидности или по любой другой причине, созданной историей, традициями или обычаями, с целью устранение дисбалансов, которые существуют против них и т.д.
Принимая во внимание закономерности национального и мирового конституционно-правового развития, участники международного слушания предложили рассмотреть возможность включения в проект Конституционного закона Республики Узбекистан следующих норм:

  1. Никто не может быть ущемлен по причине своей инвалидности.
  2. Государство предоставляет всем гражданам право на реабилитацию и интеграцию в нормальную жизнь. Она обязывает законодательную, исполнительную власть и судебные органы, а также прочие учреждения и организации общественной власти использовать все возможности для введения инвалидов всех групп «насколько это возможно, в нормальную жизнь».
  3. Государство гарантирует основные права каждому человеку без дискриминации и, в частности, без дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, инвалидности, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или любого другого статуса».
  4. Государство посредством отдельных мер обеспечивает защиту семей, детей, женщин, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями.
  5. Лицо с любой инвалидностью имеет право: на разумный доступ ко всем местам, общественному транспорту и информации, использовать язык жестов, шрифт Брайля или другие подходящие средства общения; на разумный доступ к необходимым материалам, веществам и устройствам, связанным с инвалидностью лица.
  6. Лицо с любой инвалидностью имеет право на разумную адаптацию зданий, инфраструктуры, транспортных средств, условий труда, правил, практики или процедур, чтобы обеспечить их полное участие в жизни общества и эффективную реализацию своих прав. …
  7. Государство обязуется проводить национальную политику по предупреждению инвалидности, лечению, реабилитации и интеграции граждан с ограниченными возможностями и оказанию поддержки их семьям, воспитывать общество таким образом, чтобы оно осознало свои обязанности, уважения и солидарности по отношению к ним, а также взять на себя ответственность за эффективное осуществление их прав без ущерба для прав и обязанностей их родителей или опекунов.
  8. Лица с ограниченными возможностями имеют право на уважение и человеческое достоинство, и государство и общество должны принимать соответствующие меры для обеспечения того, чтобы они полностью реализовали свой умственный и физический потенциал.
  9. Государство должно гарантировать право голоса лиц с ограниченными возможностями.
  10. Парламент принимает законы, облегчающие регистрацию и голосование граждан с ограниченными возможностями.
  11. Государство должно обеспечит:
    • свободный доступ инклюзивному трудоустройству лиц с инвалидностью;
    • инклюзивному образованию детей-инвалидов;
    • принимать меры по повышению уровня доступа к дошкольному образованию у детей-инвалидов;
    • создавать все условия для передвижения и восприятия информации для лиц с инвалидностью в общественных местах, особенно в медицинских учреждениях, такие как пандусы, лифты и сурдоперевод;
    • право на получение информации и обеспечивать лиц с инвалидностью информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.
  12. Государство содействует использованию языка жестов, других альтернативных форм общения в качестве средств коммуникации между людьми. Государство обеспечивает лицам с инвалидностью доступ к телевизионным программам, фильмам, театральным и другим культурным мероприятиям в доступных для них форматах. На государственных телеканалах обеспечивается трансляция новостных передач с сурдопереводом или субтитрами.
    В заключение участники международного слушания подчеркнули, что проводимые в Узбекистане конституционные реформы направлены на гармонизацию Основного закона с современными реалиями, расширение прав и возможностей лиц с инвалидностью в соответствии с международными стандартами, а также активное вовлечение их во все сферы общественной и государственной жизни. Выразили уверенность в том, что создаваемые в Новом Узбекистане политические, социальные, экономические и правовые условия позволят реализовать конституционные права граждан, в том числе всех категорий лиц с инвалидностью, включая, женщин-инвалидов и детей с инвалидностью.

Пресс служба
Конституционной комиссии
Республики Узбекистан