Значимость национальных задач по развитию предпринимательства

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» указал, что в целях определения среднесрочной экономической политики и систематизации государственных инициатив приняли Национальный план развития до 2025 года и перешли к новой системе государственного планирования и будут утверждены национальные проекты. Стратегическая цель – усилить лидирующую роль в Центральной Азии и укрепить свои позиции в мировой экономике. Для дальнейшего привлечения прямых инвестиций внедрен новый инструмент – Стратегическое инвестиционное соглашение. Благодаря программе «Дорожная карта бизнеса» государственную поддержку получили 66 тысяч проектов. Это помогло создать и сохранить более 150 тысяч рабочих мест.
В целом в экономическом развитии нашей страны наблюдается положительная динамика. Тем не менее нужно открыто сказать, что ситуация все еще остается непростой. Поэтому продлено на 2022 год срок действия программ «Экономика простых вещей» и «Дорожная карта бизнеса». Общий объем средств, выделенных на их финансирование, составляет не менее одного триллиона тенге. Наряду с этим продолжается работа по диверсификации экономики, расширению номенклатуры производимых товаров и географии экспорта. Недра – это национальное достояние. Решения о доступе к ним путем кулуарных обсуждений в тиши кабинетов должны быть поставлены вне закона указал Глава государства.
Чрезмерное присутствие государства в экономике серьезно сдерживает ее рост и конкурентоспособность, приводит к коррупции и незаконному лоббированию. Госпредприятия по-прежнему доминируют во многих секторах, пользуются монопольными льготами. Поэтому предусмотрены меры по сокращению квазигосударственного сектора, повышению его эффективности, прозрачности и подотчетности. Высшим советом по реформам одобрен новый план приватизации. Теперь нужен строгий контроль. Кроме того, государство не должно помогать банкирам. Вместе с тем замороженные активы нужно возвращать в экономический оборот, но исключительно на рыночной основе.
Необходимо также обеспечить единый контроль над ценами по цепочке от производителя до потребителя. Сейчас за эту работу отвечают несколько ведомств. После очередного скачка цен они вместо вдумчивого анализа и принятия эффективных мер начинают «кивать друг на друга». Следует разграничить зоны ответственности, определить один орган в качестве основного, прописать четкие регламенты взаимодействия остальных ведомств. Правительство старается принимать нужные решения по этому вопросу.
В современном мире одним из главных факторов конкурентоспособности является глубинная цифровизация. Для Казахстана крайне важны трансферт современных цифровых технологий, внедрение элементов Индустрии 4.0. Поэтому идет активная работа со стратегическими партнерами за рубежом. При этом важно взращивать и усиливать отечественный IT-сектор. Стране нужны молодые, образованные, мотивированные кадры. В рамках Национального проекта по цифровизации необходимо подготовить не менее 100 тысяч высококлассных IT-специалистов. Экспорт услуг и товаров цифровой отрасли к 2025 году должен достичь как минимум 500 млн долларов. Эти и другие задачи потребуют полной «цифровой перезагрузки» государственного сектора. Здесь главной и давней проблемой является отсутствие эффективной интеграции информсистем государственных органов. Важны национальные проекты, как Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы, который разработало Министерство национальной экономики РК. Цель разработки национального проекта: обеспечение качественных изменений в структуре предпринимательства: — развитие малого бизнеса в целях повышения занятости населения; — опора на средний бизнес – драйвер диверсификации отраслей экономики; — комплексное развитие конкуренции — равные условия для субъектов предпринимательства. Ожидаемый экономический эффект (в количественном выражении): доведение доли МСП в ВВП до 35 %, рост объема туризма в ВВП до 8,4 трлн тенге, снижение доли государства в экономике до 14 %, создание 995,3 тыс. рабочих мест, в том числе:- постоянные – 335,1 тыс.,- временные — 660,2 тыс. Ожидаемый социальный эффект (в качественном и/или количественном выражении): Трудоустройство граждан на постоянные рабочие места – 1,7 млн человек; второе, охват населения активными мерами содействия занятости – 3,5 млн человек; Третье, снижение доли сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума – 6,5 %. Объем финансирования, необходимый для реализации национального проекта. 8 455 329 919 тыс. тг.,
Важная задача – это создание условий для открытия и развития собственного дела. Нужны новые принципы социальной политики и четкие программы обучения и переподготовки безработных, увязанные с потребностями рынка труда. Важно оказание социальной поддержки безработным при условии, что человек, попавший в эту категорию, осваивает новую профессию и идет переучиваться и создание условий, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу, создание условий, при которых работодатели будут активно привлекать к работе социально уязвимые слои населения, обеспечив их заработной платой и создание условий для полноценной трудовой деятельности людей с ограниченными возможностями. Кроме того, поощрение компаний и корпораций, которые берут на работу инвалидов и создают им условия и создание условий, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы.
Все это показывает значимость национальных задач по развитию предпринимательства в наше непростое, турбулентное время и все это направлено, что важно, на повышения благосостояние нашего народа

Олег Тихонов