Отличительным признаком АППК от ГПК является, в том числе СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, осуществляемый судьями АППК, вынесшими судебный акт.
Обращение решения суда к исполнению регулируется главой 28 АППК РК.
Статья 171 АППК РК предусматривает, что решение суда после вступления его в законную силу в течение трех рабочих дней направляется судом для исполнения к ответчику. Ответчик обязан исполнить решение суда по административному делу в месячный срок со дня вступления его в законную силу, о чем он должен известить суд.
Напомним, что согласно статье 161 АППК РК — Решение суда первой инстанции, если оно не было обращено к немедленному исполнению, вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если не поданы апелляционные жалоба, ходатайство. Не вступившие в законную силу решения суда могут быть обжалованы участниками административного процесса в апелляционном порядке в течении 2 месяцев со дня вынесения решения в окончательной форме, за исключением апелляционных жалоб по административным делам об оспаривании решений в сфере государственных закупок и действий судебных исполнителей, которые могут быть поданы в течении 10 рабочих дней со дня вынесения решения.
Еще одной отличительной чертой АППК и ГПК является то, что решение суда в рамках АППК вступает в законную силу, по истечении сроков на кассационное обжалование, принесения ходатайства, если не были поданы кассационные жалоба, ходатайство.
Согласно положениям статьи 169 АППК РК — Не вступившие в законную силу решения и определения суда могут быть обжалованы участниками административного процесса в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в течение месяца со дня вручения судебного акта апелляционной инстанции в окончательной форме.
Таким образом, решение суда подлежит исполнению по общим правилам в месячный срок со дня вступления его в законную силу.
Отдельно необходимо отменить порядок обжалования, вступления в законную силу, и исполнение судебных решений, вынесенных по результатам рассмотрения административных дел о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, республиканском референдуме.
В порядке статьи 164 АППК РК – решение суда, вынесенное по рассмотрению административных дел о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, республиканском референдуме — может быть обжаловано в течении трех дней со дня вручения копии решения, если иное не предусмотрено конституционными законами Республики Казахстан «О выборах в Республики Казахстан» и «О республиканском референдуме». Постановление суда апелляционной инстанции обжалованию и опротестованию не подлежит. Решение суда, вступившее в законную силу, направляется в соответствующий государственный орган, орган местного государственного управления и самоуправления, предприятия, организацию, председателю избирательной комиссии. Должностные лица, виновные в неисполнении решения суда, несут ответственность установленную законом.
АППК также предусматривает — немедленное исполнение судебного акта в рамках статьи 172 — Суд по обоснованному ходатайству участников административного процесса, а также по собственной инициативе вправе обратить к немедленному исполнению решение суда в случае, если более позднее исполнение причинило бы существенный вред правам участника административного процесса либо было бы затруднено или невозможно.
При обращении судебного акта к немедленному исполнению суд также учитывает права других участников административного процесса и публичные интересы.
Суд может в любое время на основании ходатайства участника административного процесса приостановить исполнение судебного акта, обращенного к немедленному исполнению.
Обращенные к немедленному исполнению судебные акты не подлежат исполнению, если отменены или изменены судебным актом вышестоящей инстанции, не вступившим в законную силу.
В случае, если решение суда не исполнено добровольно в установленный в нем срок, суд первой инстанции налагает денежное взыскание в размере, установленном статьей 127 настоящего Кодекса.
Неисполнение решения суда, определения суда о наложении денежного взыскания влечет повторное денежное взыскание в размере, установленном частью девятой статьи 127 настоящего Кодекса, в бесспорном порядке.
За неисполнение решения суда, определения суда об утверждении соглашения сторон о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры суд налагает денежное взыскание на ответчика в размере пятидесяти месячных расчетных показателей с указанием в этом же судебном акте срока, не превышающего одного месяца, в течение которого оно подлежит исполнению.
Уплата денежного взыскания осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня вручения определения и оно взыскивается в доход республиканского бюджета.
Хотелось бы отметить, что согласно требованиям статьи 152 АППК в содержании решения в его резолютивной части суд указывает о наступлении правовых последствий его неисполнения с учетом требований, установленных статьей 127 АППК РК, данное обстоятельство также отличает судебный акт, вынесенный в рамках АППК от ГПК.
В 2022 году было наложено 3 денежных взыскания за неисполнение решения суда: денежное взыскание в отношении ответчика — ЧСИ (неисполнение определения областного об утверждении соглашения о разрешение спора по результатам проведения партисипативной процедуры); денежное взыскание в отношении ответчика — акима города Уральск Западно-Казахстанской области (неисполнение решения); денежное взыскание в отношении ответчика — акима Таскалинского района ЗКО (неисполнение решения).
Наравне с исполнением судебного акта, должно быть исполнено частное определение, в случае его вынесения.
Напомним, что частные определения выносятся в рамках ГПК в соответствии со ст. 270 ГПК РК — при выявлении в судебном заседании случаев нарушения законности, суд вправе вынести и направить частное определение, а если нарушения допущены со стороны государственных органов, должностных лиц и государственных служащих, суд выносит и направляет частное определение соответствующим организациям, должностным и иным лицам, выполняющим управленческие функции, которые обязаны в месячный срок сообщить о принятых ими мерах.
Срок обжалования частных определений 10 рабочих дней, в связи с чем, они подлежат исполнению в месячный срок с момента их вступления в законную силу. Об исполнении должностное лицо, либо государственный орган, в чей адрес было направлено частное определение должны известить суд, с приложением подтверждающих документов о принятии мер реагирования на частное определение. Формальные ответы, либо отписки расцениваются как ненадлежащее рассмотрение частных определений. При не предоставлении ответа в установленный срок на частное определение, либо формальное рассмотрение частных определений, суд вправе наложить денежное взыскание равно, как за неисполнение судебного акта.
В 2021 году было наложено 1 денежное взыскание за неисполнение частного определения в отношении представителя ответчика — руководителя Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Западно-Казахстанской области.
В 2022 году 2 денежных взыскания: в отношении ответчика — акима города Уральск Западно-Казахстанской области. (неисполнение частного определения); в отношении ответчика — руководителя Юридического управления Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан (неисполнение частного определения).
АППК предусматривает — принудительное исполнение решения суда о взыскании денежной суммы.
Согласно статье 172 — Решение суда, обязывающее ответчика уплатить денежную сумму, не исполненное добровольно, исполняется принудительно на основании исполнительного листа, который выписывается по заявлению истца.
Данный порядок распространяется также на вынесенные судом определения о наложении денежных взысканий.
Содержание, порядок выписки и выдачи исполнительного листа, санкционирования постановлений судебного исполнителя определяются правилами Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Кроме мер реагирования, предусмотренных АППК РК, в целях недопущения нарушений в деятельности государственных органов и их должностных лиц, судом проводится работа системный анализ рассмотренных административных дел и повторяющихся одних и тех же нарушений законодательства со стороны государственных органов.
В адрес государственных органов направляются письма реагирования о необходимости взять на контроль системные нарушения и недопущении их впредь.
В 2021 году было проведено 11 анализов по земельным, жилищным, налоговым спорам, спорам в области государственных закупок и аудита, по спорам на действия государственных и частных судебных исполнителей, по прочим категориям дел. Судом направлены в госорганы 3 письма реагирования.
В 2022 году было проведено 8 анализов по аналогичным категориям дел, направлены в госорганы 5 писем реагирования.
Данная работа проводится на постоянной основе, и имеет положительные результаты, так в адрес акима Западно-Казахстанской области было направлено письмо — реагирование, по результатам которого, было проведено совместное заслушивание с участием всех представителей местных исполнительных органов, чьи действия, административные акты были рассмотрены судом и вынесены решения о признании оспариваемых действий, актов незаконными. По итогам данного мероприятия были обсуждены проблемные вопросы процедурного характера и выработана концепция по единому применению действующего законодательства.
Алтынай ДАВЛЕТОВА
Председатель
Специализированного
межрайонного
административного суда ЗКО