О примирительных процедурах

Спор возникший в публично-правовых отношениях между административным органом (должностным лицом) и лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа возможно урегулировать путем заключения:

  • соглашения о примирении – заключается самостоятельно и предоставляется сторонами на утверждение суду;
  • соглашения о медиации – заключается при содействии судьи либо медиатора;
  • соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры – заключается с участием адвокатов.
    В статье 120 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) закреплено право примирения по публично-правовому спору.
    Согласно указанной норме стороны на основании взаимных уступок могут полностью или частично окончить административное дело путем заключения соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях (этапах) административного процесса до удаления суда для вынесения решения.
    Одной из особенностей примирения в административном процессе является то, что при заключении сторонами соглашений о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры и их утверждении, в силу подпункта 9) части 2 статьи 138 АППК, суд выносит определение о возвращении иска.
    Административное усмотрение – полномочие административного органа, должностного лица принимать в установленных законодательством Республики Казахстан целях и пределах одно из возможных решений на основании оценки их законности;
    Примирительные процедуры на практике уже показали свою успешность. Их применение соответствует интересам участников административного процесса и отвечает задачам административного судопроизводства, примирение способствует быстрому и бесконфликтному разрешению спора, предоставляет возможность окончательного разрешения спора с вовлечением всех заинтересованных лиц, вне зависимости от заявленных требований, дает возможность развитию альтернативных способов разрешения дела.
    К форме соглашения применяются следующие требования:
  • необходимость соблюдения письменной формы;
  • наличие подписей сторон или их представителей, наделённых соответствующими полномочиями.
    Содержание соглашения должно:
  • отвечать требованиям исполнимости в принудительном порядке;
  • включать условия, на которых стороны пришли к примирению;
  • включать порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.
    Следует отметить, что полномочия административного органа могут быть законодательно ограничены.
    Суд, используя принцип активной роли судьи, а именно право судьи высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела содействует сторонам в мирном урегулировании спора, путем заключения соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях (этапах) административного процесса.
    Урегулирование спора путем примирения, позволит экономить ресурсы сторон. Содействие мирному урегулированию спора — это одна из главных задач судопроизводства в Республики Казахстан.

Айсұлу Құранбек
Судья специализированного
межрайонного
административного суда
города Астаны