Спор возникший в публично-правовых отношениях между административным органом (должностным лицом) и лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа возможно урегулировать путем заключения:
- соглашения о примирении – заключается самостоятельно и предоставляется сторонами на утверждение суду;
- соглашения о медиации – заключается при содействии судьи либо медиатора;
- соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры – заключается с участием адвокатов.
В статье 120 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) закреплено право примирения по публично-правовому спору.
Согласно указанной норме стороны на основании взаимных уступок могут полностью или частично окончить административное дело путем заключения соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях (этапах) административного процесса до удаления суда для вынесения решения.
Одной из особенностей примирения в административном процессе является то, что при заключении сторонами соглашений о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры и их утверждении, в силу подпункта 9) части 2 статьи 138 АППК, суд выносит определение о возвращении иска.
Административное усмотрение – полномочие административного органа, должностного лица принимать в установленных законодательством Республики Казахстан целях и пределах одно из возможных решений на основании оценки их законности;
Примирительные процедуры на практике уже показали свою успешность. Их применение соответствует интересам участников административного процесса и отвечает задачам административного судопроизводства, примирение способствует быстрому и бесконфликтному разрешению спора, предоставляет возможность окончательного разрешения спора с вовлечением всех заинтересованных лиц, вне зависимости от заявленных требований, дает возможность развитию альтернативных способов разрешения дела.
К форме соглашения применяются следующие требования: - необходимость соблюдения письменной формы;
- наличие подписей сторон или их представителей, наделённых соответствующими полномочиями.
Содержание соглашения должно: - отвечать требованиям исполнимости в принудительном порядке;
- включать условия, на которых стороны пришли к примирению;
- включать порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.
Следует отметить, что полномочия административного органа могут быть законодательно ограничены.
Суд, используя принцип активной роли судьи, а именно право судьи высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела содействует сторонам в мирном урегулировании спора, путем заключения соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях (этапах) административного процесса.
Урегулирование спора путем примирения, позволит экономить ресурсы сторон. Содействие мирному урегулированию спора — это одна из главных задач судопроизводства в Республики Казахстан.
Айсұлу Құранбек
Судья специализированного
межрайонного
административного суда
города Астаны