Конституционные реформы в Казахстане – основа будущего развития

Справедливость и равенство – вот ориентиры «Нового Казахстана» и «Второй Республики». Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу акцентировал внимание на идее верховенства Конституции, защите и строгом соблюдении ее принципов, приоритете прав человека и гражданина. Все инициативы Президента по внесению изменений в Конституцию своевременны и актуальны. Их ждало общество, они дают надежду на будущее. Концепция «слышащего государства» направлена на построение «справедливого общества и эффективного государства», на деле начала реализовывать забытые всеми основные принципы Конституции, как «равенство, справедливость, приоритет прав человека». К тому же, два года страшного коронавируса изменили сознание народа. Люди обостренно стали воспринимать любые факты коррупции и несправедливости, начали больше ценить свою жизнь и свободу. Январские события подтолкнули к понимаю того, что без коренных изменений в конституцию нового Казахстана, будущего не будет. Поэтому весь пакет предложенных конституционных изменений, за которые народ проголосовал на референдуме 5 июня 2022 года коренным образом изменяет политико-правовое пространство и усиливает эффективность защиты конституционных прав граждан. Самое главное, в Конституции есть доктрина естественных прав человека и весь перечень норм международных пактов в области прав человека. Заработают новые эффективные правозащитные институты как во всем мире, такие как Конституционный Суд с правом обращений туда Уполномоченного по правам человека и Генерального прокурора с 1 января 2023 года, заработает система выборов граждан, которые не принадлежат к политическим партиям, будет отчет перед парламентом таких контрольных финансовых органов, как Высшая аудиторская палата, наконец-то будет прозрачно и честно проводиться отбор судей через Высший судебный совет. Сейчас обсуждает законопроект по реформе судебной системы. Конституционная реформа установила постепенный переход к реальной президентско-парламентской форме правления и уход от так называемой «суперпрезидентской» системы управления, ориентированной на сверхконцентрацию полномочий, не способной консолидировать гражданское общество с его многообразием взглядов и убеждений. Отсюда и провозглашена задача Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о необходимости укрепить роль Парламента, который должен эффективно осуществлять свой парламентский контроль в любой сфере – бюджетной, в правоохранительной сфере, в области прав человека.
Отсюда и посыл Главы государства: «перед нами стоит задача укрепить роль Парламента, что станет важным фактором успешной реализации концепции «слышащего государства». У нас есть четкий образ будущего и контуры Нового Казахстана – эффективного государства с сильным гражданским обществом. Мы должны воплотить в жизнь ключевую формулу нашего государственного строительства – «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Парламент должен эффективно осуществлять свой парламентский контроль в любой сфере, бюджетная, исполнение законов, права человека и т.д.
Важным аспектом стало провозглашение принципа невмешательства партий в деятельность государства, политическая нейтральность Президента. В конституционных изменениях четно сформулировано положение о законодательном запрете на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе для ближайших родственников Президента. Ведь не зря в Послании глава государства прямо указал, что «сегодня для всего общества стало очевидно, что именно монополизация политической и экономической деятельности сыграла едва ли не самую главную роль в произошедших январских событиях. Но важный урок «Трагического января» состоит и в том, что концентрация полномочий в руках высшего должностного лица в государстве неоправданно усиливает влияние приближенных к нему лиц и финансово-олигархических групп. И они воспринимают государство как личную вотчину. Непотизм, в какой бы стране он ни был, неизбежно приводит к отрицательной кадровой селекции, становится благодатной почвой для расцвета коррупции.» Последовательно сокращая полномочия Президента, реформы значительно укрепляют роль Парламента и тем самым повышают институциональную устойчивость государства.
Важна и эта конституционная норма, за которую народ проголосовал на республиканском референдуме 5 июня 2022 года и установил в 6 пункт 3, что: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.» Это касается экономических основ функционирования Республики Казахстан, перечисляя объекты права собственности и устанавливая для них разный правовой режим. Новая редакция пункта 3 статьи 6 в корне отличается от предыдущей редакции, поскольку предписывает, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. Принадлежность народу Казахстана земли и ее недр, вод, растительного и животного мира, других природных ресурсов сформулирована сегодня как императивная правовая норма. Следовательно, любые действия государственных органов или должностных лиц, серьезно затрагивающие изменения статуса указанных объектов, любые попытки определить отношение к ним тех или иных групп людей, должны быть согласованы с народом как главным субъектом права собственности на эти объекты. Государство в лице его органов обязано выступать во всех вопросах, а в особенности касающихся земли и ее недр, вод, растительного и животного мира, других природных ресурсов, в интересах народа. Если же такие действия будут идти вопреки воле народа, то соответствующие лица должны нести юридическую ответственность. Принят конституционный закон о работе омбудсмена (уполномоченного по правам человека), что усиливает его роль в защите прав простых граждан. Это будет соответствовать требованиям Генеральной ассамблеи ООН, ее Парижским принципам по деятельности правозащитных организаций. Этих конституционных изменений ждало общество и они усиливают эффективность защиты конституционных прав наших граждан. Наше государство и дальше намерено двигаться в сторону построения «справедливого общества и эффективного государства», к реальному «Новому Казахстану». Необходимо отметить, что все реформы, проводимые Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым – это движение вперед по демократизации, либерализации общественных отношений, повышения эффективности защиты конституционных прав наших граждан.

Марат Башимов