Поддержка прав людей с ограниченными возможностями, инклюзии в обществе только усиливается

То что отношение меняется в отношении лиц с ограниченными возможностями можно судить по назначению Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым депутатом Сената Ляззат Калтаеву с 28 января 2022 года. Если этого такое не практиковалось, то с приходом во власть К.-Ж.Токаев, а он долгие годы работал в руководстве Организации Объединенных наций, поставил во главу угла государственной политики – защиту прав человека и поддержку прав людей с ограниченными возможностями. Индикаторы ООН, развитие человеческого капитала, инклюзия в обществе стали приоритетами.
Стали внедрять инклюзию в общественное сознание и принимать комплекс мер в этой важной сфере. К примеру, инклюзивное образование. Вообще, понятие «инклюзия» обозначает процесс включения, вхождения во что-то как часть целого. Структура ООН, ЮНЕСКО, понимает это как процесс обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах и сокращения отказа от поступления в школы и исключения из них. А самое главное, целью является создание свободной, безраьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с особыми потребностями. Поэтому эта форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Это защита прав человека в соответствии не только с международными пактами в области прав человека, но и с нашей Конституцией Казахстана.
Конвенция о правах инвалидов вступила в силу в Республике Казахстан 21 мая 2015 года. Целью данной Конвенции является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства. Согласно Конвенции, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Необходимо выделить основные принципы Конвенции: a) уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; b) недискриминация; c) полное и эффективное вовлечение и включение в общество; d) уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; e) равенство возможностей; f) доступность; g) равенство мужчин и женщин; h) уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность. В соответствии с данным документом, государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.
Следует отметить, что 13 января 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, в котором учтено понятие об инклюзивном образовании. То есть мир стал более гуманистичным в таких вопросах. ЮНСКО, под ее эгидой, прошедшая в 1994 году Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, провозгласила принцип инклюзивного образования и в международную практику введено понятие «инклюзия». В декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями указаны важные принципы: каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний, а также имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Следующий принцип – это необходимость разработки системы образования и выполнение программ обучения так, чтобы принимать во внимание разнообразие этих особенностей и потребностей. Потом лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создавать им условия на основе педагогических методов, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребенка.
В 2021 году Президент Казахстана подписал Закон Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования, который гарантирует детям с особыми потребностями равный доступ к качественному образованию. Конституционный принцип равенства стоит во главе и запрет дискриминации по любым основаниям. В Законе установлены правовые нормы, обязанности для всех организаций образования, где учатся дети с особыми потребностями, адаптировать учебные образовательные программы в соответствии с потребностями учеников с учетом их индивидуальных потребностей. Экс-министр образования Асхат Аймагамбетов прилагал большие усилия для внедрения инклюзивного образования, но в Казахстане есть определенные проблемы с ее внедрением. У нас все это требует финансирования, внимания и ответственности. Просто многие школы не оснащены необходимым оборудование. Прежние министры не особо заботились о защите прав таких лиц. Есть проблемы по исполнению четырех значимых показателей ООН. Есть проблемы с подготовкой кадров, оборудованием, методическими пособиями, элементарными пандусами, туалетами и многим другим.
Но Казахстан прилагает усилия и проведенная конституционная реформа нацелена на искоренение проблем в этой сфере и эффективность защиты прав наших граждан в этой сфере будет усилена.

Айдана Нұрланқызы