С семейно-бытовым насилием надо покончить

В Казахстане остро стоит вопрос семейно-бытового насилия, большое количество женщин подвергается дискриминации. Сейчас МВД разрабатывает Концепцию обеспечения общественной безопасности в партнерстве с обществом. Организация работы над этим проектом, где есть проблемы семейно-бытового насилия, несколько отличается от традиционных форматов. Определены 7 основных принципов и подходов: 1) человекоцентричность ; 2) проблемно-ориентированность; 3) открытость и публичность; 4) паритетность (выступает неким гарантом солидарной ответственности граждан и госорганов за поддержание общественной безопасности). 5) доказательность; 6) социальное партнерство; 7) эффективность. Поэтому реализация Концепции повысит уровень защищённости жизни, здоровья женщин; 2) создаст эффективную систему профилактики правонарушений на основе солидарной ответственности государственных органов и партнерства с населением; 3) трансформирует полицию в современную эффективную организацию по обеспечению общественной безопасности и прав женщин. Учтены индикаторы ЦУР ООН и вышестоящих документов Системы государственного планирования. В целях обеспечения качественной реализации Концепции будет предусмотрена подготовка ежегодного Национального доклада о состоянии общественной безопасности в стране, где защиты от бытового насилия будет стоять на первом месте. Такие подходы по разработке стратегического документа в сфере обеспечения общественной безопасности усилят эффективность защиты конституционных прав казахстанцев. Выстроена вертикальная связь: «Проблема – задача – мероприятие». То есть проблема транслируется в задачу, а задача – в конкретные меры или проекты. Горизонтальная связь объединяет стратегические направления в единую цель, включающие задачи по решению проблем в разных сферах. Такой подход обеспечивает системность, в том числе в определении индикаторов различных уровней, которые декомпозируются от индикаторов целей, в индикаторы задач и затем в индикаторы результатов.
Выделены ключевые проблемы, требующие решения в среднесрочной перспективе. Они детально проанализированы с разных проекций с определением их основных причин и условий, требующих решения. По проблеме «Неэффективность механизма защиты женщин и детей от насилия, в том числе в сфере семейно-бытовых отношений» установлены следующие: — социально-экономические: бедность, образование, алкоголизм; — культурно-психологические: воспитание, статус и история семейных ценностей; — малоэффективность и несистемность принимаемых государственными органами мер и законодательных норм, включая: ограниченность услуг по защите женщин и детей от риска насилия; отсутствие психокоррекционной работы с агрессорами.
Диспозиция ч.1 ст.73 КоАП РК «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений» гласит:

  1. Нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к лицам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влекут предупреждение либо административный арест на срок до пяти суток.
    Данное положение говорит о том, что общественная опасность административного правонарушения наименее опасна, чем уголовного правонарушения.
    Наша Республика ратифицировала множество Конвенций, поэтому должна соблюдать международные стандарты защиты прав человека, предпринимать активные шаги по снижению уровня правонарушений в семейно-бытовой сфере.
    В этой связи полагаем, что необходимо изучить и в дальнейшем применять при рассмотрении дел по ст. 73 КоАП РК Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979 года (далее – Конвенция), а именно, ст. 1 Конвенции, которая гласит, что для целей Конвенции понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области; а также ч.1,2 ст. 16 Конвенции, где указано, что государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, и, в частности, обеспечивают на основе равенства мужчин и женщин: а) одинаковые права на вступление в брак; в) одинаковые права на свободный выбор супруга и на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия; с) одинаковые права и обязанности в период брака и при его расторжении; д) одинаковые права и обязанности мужчин и женщин как родителей, независимо от их семейного положения, в вопросах, касающихся их детей; во всех случаях интересы детей являются преобладающими; е) одинаковые права свободно и ответственно решать о числе детей и промежутках между их рождениями и иметь доступ к информации, образованию, а также средствам, которые позволяют им осуществлять это право; ф) одинаковые права и обязанности быть опекунами, попечителями, доверителями и усыновителями детей или осуществлять аналогичные функции, когда они предусмотрены национальным законодательством; во всех случаях интересы детей являются преобладающими; ж) равные личные права мужа и жены, в том числе, право выбора фамилии, профессии и занятия; х) равные права супругов в отношении владения, приобретения, управления, пользования и распоряжения имуществом как бесплатно, так и за плату. Обучение и брак ребенка не имеет юридической силы, а принимаются все необходимые меры, включая законодательные, с целью определения минимального брачного возраста и обязательной регистрации браков в актах гражданского состояния.
    В законодательстве Казахстана порой складывается непонятная ситуация, когда некоторые составы, без соответствующей проработки, передаются из уголовного в административное законодательство. Так, к примеру, Законом от 3 июля 2017 года из УК РК была исключена статья 109 «Побои» и предусмотрена в статье 73–2 КоАП РК.
    К сожалению, при подобных перемещений не учитывается важная роль указанной нормы в противодействии насилию в семейно-бытовой сфере. Практика прошлых лет показывает, что при совершении такого уголовного правонарушения лица привлекались к уголовной ответственности. Привлечение именно к уголовной ответственности имело огромное профилактическое значение. В настоящее время в Казахстане, эта проблема приобретает новые обороты из-за значительного роста таких правонарушений, особенно в сфере семейно-бытовых отношений. Лица, совершающие данные правонарушения, практически не привлекаются к ответственности. Санкция статьи 73–2 КоАП РК не позволяет применять те меры, которые способствовали бы профилактике подобных правонарушений. В связи с вышеуказанным, полагаем, что очень важно при законодательном закреплении подобных норм тщательно проводить криминологический анализ, а также прогнозировать последствия таких перемещений норм из одного кодекса в другой.
    На сегодняшний день идет активная дискуссия по теме ужесточения наказания за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. В ходе исследования изучен международный опыт, также практика достижения индикаторов в сфере прав человека, утвержденных ООН, в части недопущения насилия в отношении женщин. Важен опыт ФРГ, самый подходящий для нашей страны.
    Кроме того, с учетом высокого риска повторных нарушений со стороны дебоширов после примирительных процедур, предлагаем ввести особые условия к правонарушителям в сфере семейно-бытовых отношений.
    Сейчас обсуждается новый пакет реформ в судебной системе, который усилит эффективность защиты конституционных прав казахстанцев. Это и расширение сферы административной юстиции, это создание семейных судов на базе судов по делам несовершеннолетних с расширением их подсудности, это обеспечение реальной состязательности сторон в судебном процессе, расширение сферы споров с обязательным досудебным урегулированием, расширение полномочий следственных судей и многое другое.
    Необходимо отметить, что активное обсуждение обществом проблем в семейно-бытовой сфере показало перспективность развития превентивно-профилактических институтов, обширного использования возможностей профильных государственных органов, уполномоченных органов по оказанию социально-правовой помощи, различных механизмов воздействия инструментов досудебного производства. Кроме того, считаем, что для реализации задач по противодействию семейно-бытовому насилию, необходимо совершенствовать отдельные нормы КоАП РК.
    В общем, при всей сложности проблемы семейно-бытового насилия, необходимо позитивно смотреть на их решение, вместе с общественными институтами претворять в жизнь постулаты Конституции, защищающие права граждан от семейно-бытового насилия.

Сергей Каржов