Тенденция совершения самоубийств, если сравнить данные за 2021 и 2022 годы, в Казахстане снижается, но, тем не менее, наша страна продолжает занимать лидирующие позиции в мировом рейтинге. Суицидальные настроения в обществе прямо пропорциональны социально-экономической обстановке в стране – так считает заведующий кафедрой психиатрии и наркологии некоммерческого акционерного общества «Медицинский университет Семей», доктор PhD Тимур Муратович Молдагалиев.
Депрессия и суицидальные наклонности человека, как говорят многие эксперты в области психологии, тесно взаимосвязаны. Вовремя невыявленная депрессия – частая причина того, что несчастный идет на отчаянный шаг. Вот только триггером для нее выступают внешний факторы: бедность, алкогольная, наркотическая зависимости, психологические отклонения и так далее.
– Суициды – комплексная проблема, которая была есть и будет еще долго. Ее нельзя решить в одночасье, но можно предпринять меры, чтобы снизить количество тех, кто накладывает на себя руки. В Казахстане данная проблема в числе самых острых. Вы же сами знаете, что наша страна занимает лидирующие позиции по фактам попыток и состоявшихся суицидов, – говорит Тимур Молдагалиев.
На кафедре психиатрии и наркологии, которую возглавляет собеседник, вот уже более 60 лет исследуют проблемы, связанные с различного рода зависимостями, ментальным развитием человека, а также суицидами. Наркомания, алкоголизм и самоубийство не зря находятся на одной плоскости исследований. Именно упомянутые зависимости являются нередкими причинами суицидального поведения среди людей разных возрастов, поскольку этанол и токсичные психоактивные вещества влияют на работу центральной нервной системы. Самоубийство – распространенное последствие неизлеченной формы зависимости, вызывающей тяжелые нарушения психоэмоционального состояния.
– Химические вещества, содержащиеся в наркотиках и спиртных напитках приводят к необратимым изменениям, возникают различные психические расстройства, на фоне которых наблюдаются выраженные когнитивно-поведенческие нарушения. Поэтому, кода мы говорим о необходимости снижения уровня самоубийств в обществе, то параллельно должны проводить большую работу по снижению количества людей, употребляющих спиртные напитки и наркотики, – считает заведующий кафедрой психиатрии и наркологии НАО «Медицинский университет Семей».
Причины суицидов, по мнению Тимура Муратовича, всегда мультифакториальные. Есть постоянные и временные факторы. Главное – не закрывать глаза на проблему.
– Если мы с вами посмотрим на триггеры, толкающие человека на отчаянные поступки, то чаще всего встретим бытовые и материальные вопросы: трудности с выплатами по банковским займам, долги, несостоятельность в социуме и тому подобное. В случаях с самоубийствами, совершенными подростками, то там, конечно, другая картина, нередко объяснимая пубертатным кризисом. Зачастую своими актами поведения дети стараются демонстративно обратить на себя внимание. Но! На что бы хотел обратить внимание. Нередко за подростковым суицидом стоит наркотическая зависимость, на фоне которой ощущения безнадежности, бесперспективности играют злую шутку, – добавляет Тимур Молдагалиев.
О том, что суицидальное поведение, вероятно, связано с плохим состоянием здоровья, которое часто идет рука об руку с ведением нездорового образа жизни, особенно злоупотреблением алкоголем и наркотиками, говорится в отчете «Профилактика суицида в Казахстане». При этом в документе отмечено, что факторы риска суицидов в Казахстане не сильно отличаются от тех, которые наблюдаются в остальной части мира. Тем не менее, они должны рассматриваться в конкретном культурном контексте.
– Как я уже отмечал ранее суицид представляет собой комплексный феномен, и, соответственно, этот факт должен учитываться при его профилактике. Понимаете, нужно создавать такие условия, чтобы человеку хотелось жить и творить, а молодые люди видели себя в будущем. Социально-экономическое благополучие – вот он один из ключей к успеху. Конечно, самоубийства совершаются и в развитых странах. Однако там цифры значительно меньше, – добавляет спикер.
Эффективные стратегии профилактики суицидов, к слову, детально прописаны в вышеупомянутом отчете. По мнению экспертов, методы недопущения самоубийств должны работать на трех различных уровнях: первичная (универсальная), вторичная (селективная) и третичная (индивидуально показанная) профилактика. «Первичная профилактика действует на универсальном уровне, будучи направлена на каждого жителя определенной группы населения, независимо от риска самоубийства, например, в школах, на уровне сообществ. Универсальные меры в профилактике самоубийств преимущественно направлены на повышение осведомленности о проблеме и о возможности получения помощи. Селективная профилактика направлена на подгруппы с определенным риском суицида. Индивидуально показанные меры нацелены на лиц, которые проявляют признаки суицидального поведения, например, суицидальные планы и попытки суицида, такие меры могут проводиться в больницах, или врачами общей практики», – говорится в тексте документа.
– В вопросах профилактики большая доля ответственности лежит на психологах. Где бы они не работали – в детских садах, школах, воинских частях, акиматах или министерствах – нужно соответствовать высокому званию лекарю душ. В Казахстане проблема дефицита кадров в области психологии также требует особого внимания. И здесь же можно сказать об уровне подготовки таких специалистов, – резюмирует заведующий кафедрой психиатрии и наркологии.
Асель Катранова