События последних лет, включая пандемию, осложнение международной обстановки, введение Западом ограничительных мер и санкций, свидетельствуют о том, что отдельные страны мира придают больший приоритет своим собственным групповым интересам, в ущерб решению глобальных проблем и угроз.
Политическая конъюнктура превалирует над экономической и это требует пересмотра некоторых основополагающих положений и норм международных отношений.
Продовольственная безопасность, решение её проблем на основе «зелёной революции» создавала совсем недавно уверенность, что она будет достигнута в ближайшее десятилетие. Требовалось только объединить усилия. Но этого не получилось.
Мировые проблемы по продовольственной безопасности переросли в мировой продовольственный кризис.
Его характерные особенности заключаются в следующем:
– значительно более широкий охват стран и территорий, бедных и средних слоёв населения;
– существенное повышение цен на зерновые. В основе этого процесса находится не объёмы производства, а повышение цен на энергоносители. В результате этого резко выросла стоимость минеральных удобрений, транспортировки и других услуг, оказываемых сельскому хозяйству;
– рост цен на зерновые как базовый показатель, оказывает сильное воздействие на цены других продуктов питания и, в общем, на инфляционный процесс;
– нарушение логистических цепочек, сформировавшиеся за многие годы мировой торговли, введение запретов, или ограничений странами-экспортёрами на востребованные товары, возросшее тарифное и нетарифное регулирование, разделение стран-импортёров на дружественные и недружественные и ряд других.
Жизнь не раз доказывала правильность изречения известного философа Жан-Жак Руссо «Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо – это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться – вы зависите от других… Торговля создаёт богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу».
С приобретением независимости важнейшей задачей в деле создания экономической безопасности для стран Центральной Азии стало скорейшее достижение продовольственной безопасности.
Необходимость обеспечения продовольственной безопасности диктовалась, в первую очередь низким исходным уровнем обеспеченности продуктами питания этих стран в составе бывшего Союза. Но даже этот уровень значительно снизился в период экономического кризиса второй половины 80-х и начала 90-х годов. Другая причина заключалась в высоких темпах прироста населения.
Вместе с тем всё нагляднее стали проявляться негативные факторы, сдерживающие рост производства продуктов питания. Связаны они в основном с ограниченностью природных ресурсов.
Основу сельского хозяйства стран региона составляет поливное земледелие. Однако последние годы характеризуются усилением водного кризиса, и его охватом всех стран региона.
Согласно классификации Евразийского научно-исследовательского института при Казахско-Турецком Университете им. А. Яссави, Узбекистан и Туркменистан относятся к странам подверженным «сильному водному стрессу», а Кыргызстан и Казахстан – к странам с доминированием «умеренного водного стресса».
Земельные ресурсы также подвержены негативным воздействиям. В частности, около 70% сельскохозяйственных площадей Узбекистана подвержены деградации. Примерно такая же картина и в других странах региона.
Другой вызов связан с изменением климата. В Центральной Азии потепление идёт быстрее, чем в среднем по миру. Среднегодовые температуры за последние три десятилетия повысились на 0,5 градуса Цельсия и, по прогнозам, к 2085 г. увеличатся на 2,0-5,7 градуса. Увеличение частоты и скорости экстремальных погодных явлений и катастроф угрожает в первую очередь аграрному производству, решению задач продовольственного обеспечения.
Сельскохозяйственное производство является одной из самых консервативных отраслей реальной экономики. Невысокая доходность делает его малопривлекательной для инвестиций, особенно частных. Плодородие земли, водообеспеченность, трудовые ресурсы и его навыки, погодно-климатические особенности – вот основные факторы, определяющие его направленность, эффективность. Всё это вместе формируют сравнительные преимущества отрасли. Они лежат в основе количественных и качественных производственных и экономических показателей отрасли. С учётом этого организовывать аграрное производство вполне логично.
Но ограничиваться только этим, как показывают события последних лет, не совсем верно. Ближе к концу прошлого века популярным было направление, следовать которому призывали многие международные организации, аграрные научные сообщества. Суть его заключалась в том, что небольшим и средним странам (с учётом естественных факторов) производить в основном только ту продукцию, целесообразность которой определяется сравнительными преимуществами. Это составляло основу мировой торговли аграрной продукции. Приверженцы другого направления утверждали, что основной перечень необходимых продуктов каждая страна должна стремиться производить у себя.
Ясно одно, что нынешний продовольственный кризис меньше сказался на тех странах, которые наряду с производством продуктов на основе сравнительных преимуществ, выращивали в максимально возможном объёме стратегически важные продукты для внутреннего рынка.
Даже в том случае, когда их себестоимость выше мировых и покупать их на стороне выгоднее. Важно обеспечить оптимальное соотношение экономической выгоды от производства высоко маржинальных сельскохозяйственных культур с задачами продовольственной безопасности.
Узбекистан с началом своей независимости выбрал путь совмещения политических и экономических интересов в данном вопросе, уйдя от крайностей. Были сторонники укрепления материально-технической, технологической базы хлопководства и за счёт высоких доходов от этой сферы покупать на мировых рынках недостающую продукцию для решения задач продовольственной безопасности. К тому же, в тот период складывалась благоприятная конъюнктура для этой сферы. Узбекистан выбрал свою модель, вобравшую в себя что-то от первого и остальное от второго направлений.
Начиная с середины 90-х годов, высокими темпами стало развиваться производство зерновых, за счёт сокращения площадей под хлопком. Была поставлена задача в короткие сроки достичь зерновой независимости. К концу 2010-х годов республика достигла хороших показателей, но это не означала абсолютную зерновую независимость. И стремиться к этому было бы неразумно. С годами приоритеты начали меняться. Так, стабильный рост урожайности зерновых в последние годы (по итогам 2022 г. 69,7 ц/га) создал предпосылки для сокращения площадей под этой культурой и расширению производства более востребованных продуктов питания.
Изменение организационно-правовых форм сельских товаропроизводителей, продвижение по пути осуществления рыночных реформ, принятые меры по развитию производственной базы позволили улучшить снабжение населения продуктами питания собственного производства. Существенно увеличилось производство картофеля и других овощей, продукции животноводства.
В 2022 г. производство яиц на душу населения превысило санитарные нормы, и составила 225 штук, а по производству куриного мяса страна в ближайшие годы выйдет на объёмы, позволяющие обеспечить рекомендуемую норму и будет направлять излишки на экспорт. Только за последние пять лет производство рыбы, наиболее слабой позиции в продовольственной корзине Узбекистана, выросло в 3 раза.
Последние годы характеризуются высоким динамизмом экспорта плодоовощной продукции Узбекистана. Исторически страна славилась этой позицией и полностью обеспечивала не только внутренние потребности.
Для ограничения воздействия мирового продовольственного кризиса страна использует как свои внутренние возможности, так и возможности, которые предоставляет мировая торговля. В числе первых в регионе и на постсоветском пространстве руководством страны приняты меры по расширению импорта продуктов питания, сдерживанию темпов инфляции на продовольственные товары, созданию благоприятных условий отечественным производителям.
Продолжаются реформы в сельском хозяйстве, стали приниматься меры по накопившимся и требующим неотлагательного решения вопросам. Так, наиболее важным, кардинально меняющим внутренний рынок зерна стало решение об упразднении системы его закупки на государственные нужды по нефиксированным, рыночным ценам, принятый в мае 2022 г. Решение этой давно назревшей проблемы дало хорошие производственные и экономические результаты уже в первый год.
Другим не менее важным является принятое в 2022 г. решение о передаче в аренду молодёжи 200 тыс. га. земли.
Речь идёт о территориях с хорошим водоснабжением, расположенных близко к населённым пунктам, высвобожденных из-под хлопка и зерна и находящихся в пользовании фермерских хозяйств и кластеров.
Это, несомненно, даст хорошие результаты. Подобные меры, предпринятые в стране в начальный период независимости, позволили значительно снизить остроту проблемы продовольственного обеспечения, предотвратить экономические и социальные катаклизмы.
В других странах Центральной Азии также целенаправленно осуществляются меры на основе принятых ими законов продовольственной безопасности. Внедряются рыночные принципы в управление аграрным производством, создаётся многоукладная экономика.
Курс нового Узбекистана на приоритет добрососедских отношений страны региона восприняли с большой заинтересованностью. Политический вес и экономические возможности Узбекистана рассматривается ими как хорошая основа на взаимовыгодной основе решать многие проблемы. К ним главным образом относятся следующие.
Водная проблема. Суть вопроса заключается не только в том, что воды в регионе мало, площади ледников, подпитывающих реки, стремительно сокращаются. Но и в том, что эти основные реки обслуживают потребности 6 стран региона (шестой потребитель Афганистан недавно добавился). Значит все вопросы надо решать совместно, на основе консенсуса. На сегодняшний день по основным вопросам найдены решения, совместные усилия дают свои результаты.
Развитие транспортно-логистической сети. В странах региона есть понимание этой проблемы, ведутся работы по её реализации. О больших перспективах, связанных с этим свидетельствуют исследования.
Так, согласно Евразийского банка развития формирование в регионе Евразийской товаропроводящей сети (ЕТПС) будет содействовать устранению транспортно-логистических ограничений, под влиянием которых потери собственной сельскохозяйственной продукции достигают 40%. Благодаря этому можно отказаться от 70% продовольствия, которое может быть произведено на территории региона, а завозится из третьих стран.
Агропромышленная кооперация позволяет, не замыкаясь на национальном уровне использовать достижения других стран и успешно решать общие проблемы. Для производства продуктов питания нужны семена, средства защиты растений, современные агротехнологии, техника и, главное, трудовые ресурсы с соответствующими знаниями и навыками. В совокупности всё это составляет агропотенциал, от умелого использования которого зависит высокая продуктивность природных ресурсов. С учётом этого в 2022 г. на заседании Высшего евроазийского экономического совета Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев поднял этот вопрос и предложил разработать конкретную программу действий по агрокооперации.
Если раньше, говоря об успехах в региональном сотрудничестве отмечали в основном рост взаимной торговли продуктами питания, то сейчас можно привести немало примеров из производственной, научной деятельности. Следующие реализуемые на основе кооперации проекты позволяют эффективно задействовать общий потенциал:
– прорабатывается проект по созданию плодоовощного кластера на территории двух областей Казахстана с участием узбекских фермеров. Планируется отвести на эти цели порядка 25 тыс. га. орошаемых сельхозугодий;
– ТОО «Национальные товаропроводящие системы» из Казахстана, специализирующееся на хранении, переработке и транспортировке продуктов питания, намерено создать на территории Узбекистана подобные предприятия совместно с местными партнёрами;
– прорабатываются совместные проекты узбекскими и казахскими исследователями в области безвредных биопрепаратов, исцеляющих почву, повышающих её плодородие за счёт синтезирования органики.
Разрабатываются агротехнологии производства в условиях Узбекистана чечевицы и сои, выведенных казахскими селекционерами, семечковых и косточковых культур узбекской селекции – в Казахстане. Осуществляется проект с участием учёных обеих стран по выведению новых сортов хлопчатника, совместной лаборатории по биологической защите растений;
– большой интерес проявляет Кыргызстан по развитию зерноводства с использованием узбекских семян, а также раннеспелых сортов хлопчатника, саженцев плодовых деревьев. Планируется реализация проекта по созданию совместного семеноводческого предприятия.
Усилия стран Центральной Азии. на пути достижения продовольственной безопасности дают свои результаты. Это отчётливо отражается в показателях по международным индексам продовольственной безопасности.
В частности, согласно Глобальному индексу продовольственной безопасности (GFSI), составляемый британским агентством «The Economist», по итогам 2022 г. Казахстан занял 32 место (в 2021 г. – 41), Узбекистан – 73 (в 2021 г. – 78), Таджикистан 75 (в 2021 г. – 83) из 113 государств мира.
А по показателю самых высоких темпов роста в 2019-2022 гг. среди 10 стран первое место занял Узбекистан.
В целом, продовольственный кризис, как мировое явление, возникло не спонтанно, и будет иметь продолжительную историю. Надо быть готовым в, первую очередь, используя свои возможности и внутренние ресурсы, а также опираясь на международное сотрудничество смягчить его последствия для своей страны. Вместе с тем этот кризис следует рассматривать как хороший шанс для придания нового дыхания отрасли и решения многих внутренних и международных вопросов.
Носиржон Юсупов,
главный научный сотрудник
Международный институт
Центральной Азии