Новый закон поставит заслон торговле людьми

Торговля людьми – это слово звучит как-то дико в 21 веке, но это реальность сегодняшнего дня. Казахстан «затянул» принятие специального закона в этой правозащитной области на длительные годы, когда другие постсоветские страны стали принимать его еще с 2005 года, хотя специальные нормы в уголовное законодательство вводились. До 2019 года Казахстан никак не реагировал на решения Комитетов ООН по правам человека. Было вынесено более 29 таких решений. С приходом Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, сразу было акцентировано внимание на правозащитной тематике, борьбе с бытовым насилием, противодействии рабству, торговле людьми и был издан соответствующий Указ. На четвертом заседании НСОД была озвучена эта тема и на открытии парламентской сессии было дано поручение принять новый закон. Законопроект «О противодействии торговле людьми» поступил в Мажилис, в Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе. Разработкой в Правительстве законопроектом занималось министерство внутренних дел, которое провело большую работу в течении года совместно с международными организациями. Прошли международные конференции по законопроекту, организованные МВД и международными организациями, как Международная организация по миграции (МОМ) ООН. Казахстан стал государством-членом МОМ 2 декабря 2002 года. Как страновой офис, миссия МОМ в Казахстане помогает решать конкретные субрегиональные вопросы миграции и возникающие тенденции. Для достижения этого видения и выполнения мандата МОМ по продвижению гуманного и упорядоченного управления миграцией были определены следующие цели — решение многочисленных проблем, связанных с торговлей людьми, включая предотвращение торговли людьми и защиту жертв. Нормы закона будут распространяться на граждан Республики Казахстан, кандасов, а также постоянно либо временно проживающих на территории Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, выявленных и идентифицированных в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан. Но самое главное, будут четко использоваться в правовом регулировании основные понятия, чтобы правоприменитель мог опираться на них в решении правозащитной проблематики. Без них было сложно работать. Сейчас определены следующие основные понятия и они обсуждены экспертами, государственными органами и общественными институтами:

  1. жертва торговли людьми – физическое лицо, идентифицированное как жертва торговли людьми независимо от наличия факта досудебного расследования по данному поводу, а равно лицо, признанное в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан потерпевшим от преступлений, связанных с торговлей людьми;
  2. потенциальная жертва торговли людьми – физическое лицо, находящееся в уязвимом положении, создающем условия к совершению в отношении него преступлений, связанных с торговлей людьми;
  3. уязвимое положение – это состояние, в котором лицо находится и может стать объектом насилия или эксплуатации, вследствие материальной, психологической или иной зависимости, несовершеннолетнего или престарелого возраста, сиротства или безнадзорности несовершеннолетнего, беременности, инвалидности, психического и иного заболевания, злоупотребления наркотическими, алкогольными или психотропными веществами, безработицы, недокументированности, бездомности, а также неурегулированного миграционного статуса;
  4. предполагаемая жертва торговли людьми – физическое лицо, выявленное как возможная жертва торговли людьми, либо заявившее о себе в качестве жертвы торговли людьми, до прохождения идентификации в качестве жертвы торговли людьми;
  5. идентификация жертвы торговли людьми – установленная законодательством Республики Казахстан процедура признания лица жертвой торговли людьми;
  6. порядок перенаправления жертв торговли людьми для оказания им помощи – совместная деятельность государственных органов и некоммерческих организаций, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту жертв торговли людьми, обеспечение прав человека в отношении жертв торговли людьми, а также потенциальных и предполагаемых жертв торговли людьми;
  7. субъекты противодействия торговле людьми – уполномоченные органы, другие государственные органы, органы местного самоуправления, некоммерческие организации, негосударственные коммерческие юридические лица, международные организации, аккредитованные на территории Республики Казахстан, осуществляющие в пределах своей компетенции противодействие торговле людьми, а также физические лица;
  8. уполномоченные органы – Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, осуществляющие в пределах своей компетенции координацию деятельности субъектов противодействия торговле людьми;
  9. торговля людьми – купля-продажа или совершение иных сделок в отношении лица, а равно его эксплуатация либо вербовка, перевозка, передача, укрывательство, получение, а также совершение иных деяний в целях эксплуатации;
  10. торговля несовершеннолетними – купля-продажа или совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего, а равно его эксплуатация либо вербовка, перевозка, передача, укрывательство, получение, а также совершение иных деяний в целях эксплуатации;
  11. эксплуатация человека: использование виновным принудительного труда, то есть любой работы или службы, требуемой от лица путем применения насилия или угрозы его применения, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, и других форм принуждения, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
  12. использование виновным занятия проституцией другим лицом или иных оказываемых им услуг путем применения насилия или угрозы его применения, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, и других форм принуждения, в целях присвоения полученных доходов, а равно принуждение лица к оказанию услуг сексуального характера без преследования виновным этой цели;
  13. принуждение лица путем применения насилия или угрозы его применения, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, и других форм принуждения к занятию попрошайничеством, то есть к совершению антиобщественного деяния, связанного с выпрашиванием у других лиц денег и (или) иного имущества;
  14. иные действия, связанные с осуществлением виновным полномочий собственника в отношении лица, которое по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ и (или) услуг для виновного и (или) другого лица и многое другое.
    Весь этот комплекс мер по противодействию торговле людьми будет способствовать эффективной защите конституционных прав наших граждан и более четче регулировать деятельность субъектов противодействия торговле людьми по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с торговлей людьми, а также оказанию помощи жертвам торговли людьми, защите и обеспечению их прав.

Олег Тихонов