Усиление санкций за призыв к массовым беспорядкам

Массовые беспорядки являются индикатором неудовлетворенности проживающего на конкретной территории населения социальными, структурными, политическими недостатками в обществе. Главная цель руководства любого уровня — определить возникшее в обществе напряжение и сделать его вопросом открытого общественного обсуждения.
Сама суть решения конфликтной ситуации, инициирующей массовые беспорядки, не является задачей полиции, которая вмешивается в события, когда они уже наступают.
Словосочетание «массовые беспорядки» предполагает, что они сопряжены с насилием или иным нарушением общественного порядка и носят массовый характер.
Массовые беспорядки в различных формах своего проявления могут произойти в любом обществе, политическое устройство общества здесь не играет никакой роли.
Истоки зарождения этого социального проявления необходимо искать в массовых настроениях в обществе.
Современная практика показывает, что массовые беспорядки возникают в толпе недовольных своей жизнью людей, имеющих разную мотивацию участия в них. В связи с этим агрессивные действия участников массовых беспорядков могут быть разнонаправленными в плане общественно опасных посягательств. Нередко присутствие большого количества людей используется как ширма для совершения не только физического насилия, уничтожения имущества, но и краж, грабежей, разбоев. При этом все чаще массовые беспорядки являются заранее запланированными, хорошо организованными, управляемыми, в составе профессионально подготовленных групп или даже организаций.
Массовые беспорядки относятся к преступной организованной деятельности как самостоятельной группе преступлений, которую законодатель криминализирует как организацию деятельности других субъектов, носящей деструктивный или преступный для общества характер.
Отметим, что состав массовых беспорядков претерпел изменения с момента первоначального своего закрепления в уголовном отечественном законодательстве, но развитие его продолжается, т.к. этого требует правоприменительная практика, особенно после трагических январьских событий.
Так, законом Республики Казахстан от 17 марта 2023 года за № 212-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прав человека в сфере уголовного судопроизводства, исполнения наказания, а также предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения» внесены изменения и дополнения в статью 272 уголовного кодекса Республики Казахстан в которой предусмотрено усиление санкций за призыв к массовым беспорядкам, в том числе с использованием сетей телекоммуникаций.
С 20 мая 2023 года конструкция статьи 272 УК РК выглядит следующим образом.
Статья 272. Массовые беспорядки

  1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, разрушениями, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, в том числе с использованием средств, полученных из иностранных источников, —
    наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
  2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —
    наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
  3. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам либо провокация массовых беспорядков, а равно призывы к насилию над гражданами —
    наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет (в старой редакции до трех лет) либо лишением свободы на тот же срок.
  4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, в том числе сети Интернет, —
    наказываются ограничением свободы на срок от трех до семи лет либо лишением свободы на тот же срок.
    Исторически сложилось, что массовые беспорядки – форма преступной сложной деятельности субъектов. В ст. 272 УК РК по традиции они формулируются через список определенных действий, что определено обязательным условием преступной совместной деятельностью ряда лиц (массовостью).
    Массовые беспорядки – согласованные действия большого числа людей, которые грубо нарушают порядок поведения на определенной территории. Порядок поведения установлен утвержденными правилами поведения в местах массового скопления людей (парки культуры, стадионы, рынки и т.п.) и законодательством о проведении массовых мероприятий. Законодатель не определил, какое число людей нужно для признания беспорядков именно массовыми.
    В свою очередь, многие ученые указывают, что число людей для наличия этого признака объективной стороны состава должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть пешеходное движение, движение транспорта, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу разных организаций и учреждений, т.е. контролировать положение на определенной значительной территории.
    Термин «массовые» – условно оценочный и число участников может быть разным, но обязательное условие – минимальное число лиц, которые совершили групповое посягательство, согласно учению о соучастии двое и больше лиц.
    Массовые беспорядки – классическое соучастие в преступлении в виде соисполнительства. Соучастие в массовых беспорядках в виде пособничества и подстрекательства возможно, когда к участию в них склоняются определенные лица после того, как преступление организовано.
    Думается, что это не совсем так, т.к. это деяние может реализоваться в 2-х формах:
  • традиционное понимание, где участники выступают в качестве соисполнителей;
  • проявление преступной организованной деятельности, когда организация осуществляется группой лиц с распределением ролей между ними.
    Стихийное выступление на первый взгляд может быть тщательно спланировано и предварительно подготовлено. Часто не обязательно наличие организатора, т.к. провокатор, который выкрикивает подстрекательские лозунги, соорганизовывает беспорядки. Обязательное условие – они должны сопровождаться одним из указанных признаков: погромами, насилием, уничтожением имущества, поджогами, применением взрывных устройств, взрывчатых веществ или огнестрельного оружия, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. Применение толпой холодного оружия или других предметов, которые используются в качестве оружия (к примеру, закидывание камнями и т.д.), тоже является общественно опасным и это действие должно быть криминализировано.
    В ч. 3 ст. 272 УК РК установлена уголовная ответственность за совершение призывов (т.е. неоднократное, с незначительными промежутками между ними по времени) к активному неподчинению требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, призывов к насилию над гражданами, т.е. действия, которые являются подстрекательством к совершению данного преступления, что говорит об установлении уголовной ответственности на стадии приготовления.
    Массовые беспорядки относятся к преступной организованной деятельности как самостоятельной группе преступлений, которую законодатель криминализирует как организацию деятельности других субъектов, носящей деструктивный или преступный для общества характер.
    По проблеме совершенствования статьи 272 УК РК думается, что законодателю необходимо было дополнить ее квалифицирующим признаком: то же деяние, которое совершено по мотивам идеологической, политической, расовой, религиозной или национальной вражды или ненависти или по мотивам вражды или ненависти в отношении социальной группы, т.к. это деяние выступает примером активного, открытого проявления неприятия власти, юридических и физических лиц и т.д. А также установить квалифицированный состав, когда содеянное за собой влечет смерть потерпевшего по неосторожности.
    В данном случае необходимо сказать, что представители толпы, которые совершают беспорядки, понимают, что собственным преступным поведением под угрозу ставят жизнь других лиц.

Олег Тихонов