На сайте «Открытые НПА» опубликован законопроект «О новом Налоговом кодексе». Планируется, что уже осенью этого года документ примут. О том, какие изменения будут ждать казахстанцев после того, как вступят в силу нововведения, – читайте в этом материале.
Прежде чем перейти к обсуждению планируемых новшеств, следует отметить, что в новом налоговом законодательстве основное внимание уделяется вопросам администрирования, которые ориентированы на предупредительный подход. Карательные меры в виде штрафных санкций будут применяться в случае неисполнения предупредительных мер. Все это создано для того, чтобы модернизировать отношения налоговых органов с гражданами страны. О том, что налоговое администрирование как наиболее проблемный блок Налогового кодекса, требует обновления неоднократно говорил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. В сентябрьском Послании 2022 года Глава государства сказал, что стабильный экономический рост напрямую зависит от понятной и предсказуемой налоговой политики, поэтому по его поручению будет уделено особое внимание обновлению налогового администрирования и полной цифровизации налогового контроля, исключая очное взаимодействие. Не менее важно и то, что в рамках нового законодательства планируется введение дифференцированных налоговых ставок в различных секторах экономики, а также внедрение сервисной модели администрирования с целью упрощения процесса регистрации налогоплательщиков и сокращения отчетности. Контроль за исполнением налоговых обязательств будет полностью оцифрован.
– Была поставлена задача реформировать специальные налоговые режимы с целью их оптимизации и предотвращения рисков дробления бизнеса. В рамках этой задачи также поручено переходить к дифференцированным налоговым ставкам, введению «налога на роскошь», сокращению на 20% общего количества налогов и платежей, а также уменьшению налоговых льгот на 20%. Количество специальных режимов будет снижено с семи до трех. Первый спецрежим коснется самозанятых казахстанцев с единым и минимальным платежом в размере 4%. Этот единый платеж будет включать обязательные пенсионные взносы, социальные отчисления и взносы на обязательное медицинское страхование (ОСМС). Самозанятые смогут уплачивать этот платеж самостоятельно через специальное приложение или платформу. Предельный месячный доход для применения этого режима составит не более 1 миллиона 250 тысяч тенге. Важно отметить, что регистрация в качестве индивидуального предпринимателя в этом случае не является обязательной, – сообщил 24 июня этого года Азамат Амрин во время брифинга в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК.
Второй режим предполагает объединение существующей упрощенной декларации с розничным налогом, создавая новый режим для малого бизнеса. Максимальный годовой доход составит 500 миллионов тенге, и количество работников не будет ограничено. Это означает, что для 1,9 млн налогоплательщиков, использующих упрощенную декларацию, порог применения режима увеличится почти в три раза. Это стимулирует открытость в отчетности и уменьшает дробление бизнеса. Кроме того, перечень допустимых видов деятельности будет широким, их сможет заниматься любой, исключая только определенные запреты. Налоговая ставка составит 2% (для В2С) и 8% (для В2В). При обороте до 500 млн тенге можно применять новый режим и освобождаться от уплаты НДС. Индивидуальные предприниматели избавятся от необходимости вести бухгалтерский учет.
Третий режим предназначен для крестьянских и фермерских хозяйств. Предлагается сохранить текущий режим с небольшими изменениями: вместо единого земельного налога введется налог на имущество физических лиц. Для этого режима предлагается ввести дополнительный земельный налог по неэффективно используемым землям в 40-кратном размере от базовой ставки. Льготы для сельскохозяйственных товаропроизводителей будут сохранены по каждому налогу в отдельности.
– На сегодня предлагается отменить 93 налоговые льготы, а по 29 налоговым льготам на сумму будут ограничены сроки действия. Одна из проблем, с которой мы столкнулись при проведении ревизии 739 льготных пунктов Налогового кодекса, – это отсутствие информации. Только 132 льготы из 451-ой оцифрованы. Это всего лишь 29%, то есть у 71% норм, в формах налоговой отчетности нет соответствующих строк, – добавил вице-министр Нацэкономики.
В прошлом были значительно упрощены формы налоговой отчетности для удобства налогоплательщиков. В новых инициативах предусматривается обязательное отражение льгот в формах налоговой отчетности. Кроме того, предлагается закрепление за соответствующим отраслевым государственным органом обязательства по мониторингу показателей эффективности. В рамках системных мер планируется четкая регламентация понятия налоговых льгот, их предоставления, мониторинга, анализа и порядка исключения. Все эти процессы будут детально регулироваться подзаконными актами. Ставятся важные задачи по стимулированию инвестиций. Всем категориям налогоплательщиков, независимо от размера их субъектности, будут предоставлены универсальные стимулы для инвестиций. В частности, предлагаются инвестиционные налоговые преференции в форме 100% вычета затрат на приобретение и строительство зданий, сооружений, машин, оборудования и программного обеспечения. Также предусмотрен аналогичный вычет по расходам на реконструкцию, модернизацию, капитальный и текущий ремонты. Как уже анонсировалось ранее, для поддержки производства и реализации продукции собственного производства предлагается установка пониженной ставки подоходного налога. Будут сохранены льготы по НДС для стандартных инвестиционных контрактов, специальных инвестиционных контрактов, лекарственных средств, транспортных средств, сельскохозяйственной и бытовой техники. А для стимулирования инвестиций в науку предлагаются дополнительные меры в виде «супервычетов» по расходам на финансирование научных разработок в размере 300%.
Наряду с исполнением поручений Главы государства, решаются вопросы, часто поднимаемые обществом. Так, в новом Налоговом кодексе предусмотрена норма по освобождению от индивидуального подоходного налога пенсионных выплат из ЕНПФ. Также, будет снижена сумма налога для автомобилей старше 10 лет на 30%, старше 20 лет – на 50%.
Все указанные и иные планируемые нововведения поспособствуют упрощению налогового законодательства, что сделает его более прозрачным и понятным для налогоплательщиков. Предоставление инвестиционных налоговых преференций в виде вычета затрат на приобретение и строительство помогает компаниям сократить расходы на развитие инфраструктуры и технологий, что стимулирует их капитальные вложения.
Введение «супервычетов» по расходам на научные разработки стимулирует инвестиции в науку и технологии, что способствует развитию инновационного потенциала страны.
Меры, которые нашли отражение в новом налоговом законодательстве, направлены на создание прозрачной и справедливой налоговой системы, способствующей устойчивому экономическому развитию страны.
Алия Канатовна