Транскаспийский маршрут стал ключевым элементом глобальных логистических связей, соединяющих Восток и Запад через Казахстан. Этот динамично развивающийся маршрут не только сокращает время доставки грузов между Китаем и Европой, но и приносит значительные выгоды всем его участникам. «Средний коридор» привлекает внимание как стран-участниц, так и международных инвесторов благодаря своему потенциалу для развития торговли между Китаем и Европой.
Международное сообщество рассматривает «Средний коридор» как альтернативу «Северному» и «Южному» коридорам. В свете последних геополитических событий «Северный коридор» вызывает обеспокоенность по поводу безопасности грузовых перевозок, а «Южный коридор» сталкивается с проблемами из-за санкций против Ирана, затрудняя движение по этому маршруту. Эти изменения в геополитическом ландшафте делают «Средний коридор», проходящий через Центральную Азию, Каспийское море, Кавказ и далее в Европу, все более важным. «Средний коридор» все больше признается ключевым связующим звеном между Востоком и Западом, что подтверждается многочисленными иностранными аналитическими статьями и докладом Всемирного банка.
Создание «Среднего коридора» стало возможным благодаря развитию инфраструктурных возможностей ключевых стран-участниц. Этот маршрут начинается в Юго-Восточной Азии и простирается до Европы, проходя через Центральную Азию, Каспийское море и Южный Кавказ. Он объединяет железнодорожные, морские и автомобильные перевозки, предлагая альтернативу традиционным путям. Согласно докладу Всемирного банка, значение «Среднего коридора» выходит за рамки простой связи между Китаем и Европой. Геополитическая нестабильность усилила интерес к «Среднему коридору» как трансконтинентальному торговому пути, способному обеспечить экономическую стабильность и служить резервным маршрутом. С точки зрения торговли и экономики, «Средний коридор» способствует диверсификации торговых путей и улучшению транспортной доступности для таких стран, как Азербайджан, Грузия и Казахстан.
Тем не менее, 20 июня Депутаты Сената на пленарном заседании одобрили ратификацию Соглашения между правительствами Казахстана и Китая о международных автомобильных перевозках. Китай остается одним из важнейших торговых партнеров Казахстана. Депутат Сената Андрей Лукин отметил, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения объемов автотранспортных перевозок между двумя странами. В 2023 году объем грузоперевозок автотранспортом достиг почти 2 млн тонн, что в два раза больше, чем в 2022 году.
– Главная цель данного соглашения – создание благоприятных условий для осуществления автомобильных перевозок между нашими странами. В частности, соглашение регулирует вопросы пассажирских и грузовых перевозок, условия выдачи разрешения на проезд транспортного средства и освобождения от таковых, требования к водителям и транспортным средствам, а также вопросы страхования, налогообложения и контроля на пунктах пропуска, – сказал Андрей Лукин.
Соглашение также устанавливает нормы для внедрения информационных технологий и улучшения условий перевозок, позволяя перевозчикам сторон соглашения въезжать вглубь территорий Казахстана и Китая. Это позволит казахстанским автоперевозчикам добираться до крупных грузообразующих центров и международных морских портов Китая.
– Вместе с тем в соответствии с соглашением двусторонние и транзитные перевозки грузов, а также перевозки в третьи страны будут осуществляться на разрешительной основе. Это позволит регулировать паритетное участие перевозчиков обеих стран в автомобильных перевозках. Таким образом, китайские автоперевозчики смогут осуществлять транзитные перевозки через территорию Казахстана в страны Европы и Азии, что в свою очередь будет способствовать увеличению транзитного потенциала нашей страны, – отметил депутат.
Ратификация данного соглашения придаст позитивный импульс дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических отношений, способствуя увеличению объемов пассажирских и грузовых перевозок между нашими странами. Помимо этого, депутаты одобрили ратификацию еще одного соглашения с Китаем, направленного на развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута. Этот документ предусматривает эффективное использование автомобильного, железнодорожного и морского транспорта, а также создание благоприятных условий для перевозки грузов. Он также включает развитие логистических центров в обеих странах, что будет способствовать привлечению дополнительных объемов транзита на Транскаспийский международный транспортный маршрут.
– На сегодняшний день сроки доставки грузов транзитом из Азии в Европу сокращены до 18 дней, из которых шесть дней приходятся на территорию Казахстана. Это вдвое быстрее, чем в прошлом году, что подтверждает высокий уровень оптимизации транспортных процессов и улучшение логистической инфраструктуры, – добавил сенатор Андрей Лукин.
Согласно торговой модели, разработанной Всемирным банком, ожидается, что к 2030 году общий товарооборот между Китаем и Европейским Союзом увеличится примерно на 30%. В рамках внутри регионального торгового коридора Средний коридор будет способствовать расширению торговли между Азербайджаном, Грузией, Казахстаном и Европой. Увеличение товарооборота на 37% между этими странами и на 28% между ними и Европейским Союзом станет ключевым фактором спроса. В перспективе развития, представленной Всемирным банком, к 2030 году объем перевозок по Среднему коридору через Каспийское море увеличится в три раза по сравнению с 2021 годом, достигнув 11 миллионов тонн.
Агадиль Адамбаев