Вопросы исполнения налоговых и таможенных обязательств для налогоплательщиков

Вступление Республики Казахстан в Таможенный Союз обусловлено большими изменениями, как в социальной, так и в экономической сфере. В связи с этим, исполнение налоговых обязательств в государстве претерпело большие изменения. Данная статья рассмотрит изменения, которые произошли в налоговом законодательстве РК.

            Создание Таможенного союза представляет собой формирование единого таможенного пространства, применительно к которому участниками ТС установлен Единый таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменен таможенный контроль на внутренней таможенной границе. Функционирование единой таможенной системы предполагает собой взимание НДС и акцизов в рамках ТС при условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля. В данном контексте приоритетной задачей для налоговых и государственных органов является реализация межгосударственного проекта по ведению налогового контроля над перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле стран – участниц ТС.

            Из опыта различных стран, можно с уверенностью предположить, что создание единого таможенного пространства является первой ступенью к созданию более прочного союза как в экономической, так и в социальной сфере. Исходя из примера стан Европейского союза, следующим этапом в создании такого союза является взаимодействие не только в рамках таможенного пространства, но и экономического взаимодействия в целом. В связи с этим, необходимо рассмотреть какие уже были предприняты меры правового регулирования налогообложения Республики Казахстан и стран-участниц ТС.

            Так как взимание налога на добавленную стоимость (НДС) осуществляется налоговыми органами, с учетом вышеизложенного, это повлечет за собой необходимость усиления способов администрирования налоговых обязательств в условиях отсутствия таможенного оформления товаров, а именно контроль над обеспечением полноты поступления в бюджет НДС по импортируемым товарам. Налоговые органы страны-экспортера осуществляют возмещение НДС по экспорту товаров на основании информации, полученной от налоговых органов страны- импортера, без подтверждения таможенными органами факта осуществления экспорта.

            Также, следует отметить, что налоговая база, ставки налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Споры и разногласия между государствами-членами, связанные с толкованием или применением Протоколов, разрешаются путем переговоров либо в Суде ЕврАзЭС.

            Еще одним немаловажным аспектом во взаимодействии налоговых органов стран-участниц ТС является информационный обмен. Вопросы совершенствования процедур, которые подтверждают факт экспорта и упрощают процедуры возврата налога хозяйствующим субъектам, являются не менее актуальными, именно поэтому возникла необходимость в обеспечении информационного обмена между налоговыми органами.

        Юридический отдел

УГД по Есильскому району г.Нур-Султан